Произведения живописи на библейские темы несут духовную, эстетическую, эмоциональную информацию об общечеловеческих ценностях, дают большие возможности для интеллектуального развития учащихся, для обучения их построению высказываний, предполагающих размышления о нравственных, социальных и философских проблемах.
Библейская тема на протяжении многих десятилетий существования советской школы была закрыта для учащихся. Знание Евангелия не только не поощрялось, а, наоборот, порицалось. Очень часто, рассматривая картины великих мастеров живописи на библейские темы, мы ни слова не могли сказать или услышать от своих наставников о том, что за сюжет положен в их основу. В результате огромный пласт мировой и русской культуры выпал из жизни.
Вместе с тем известно, что нет ни одного вида искусства, в котором не разрабатывались бы библейские мотивы. Писатели, поэты, композиторы, художники искали ответы на многие вопросы бытия в истории земной жизни Христа и отражали эти поиски в своем творчестве.
Тихо и неприметно проникли в наш ежедневный быт неверие ни во что, зависть и
нелюбовь к ближнему, лицемерие, корыстолюбие, утрата культуры. Безумно насаждаемое стремление к бесконечному увеличению потребностей, вытесняя собой все духовные устремления, уже привело к тому, что сущность многих людей можно определить как “человек потребляющий”.
Сохранить человеческое в человеке можно лишь обратясь к великому опыту, нажитому людьми ушедших поколений, К истокам родной культуры, к нравственным ценностям. В этом нам помогают выдающиеся писатели, композиторы, художники. Так, огромную духовную, эстетическую, эмоциональную информацию об общечеловеческих ценностях несут произведения живописи на религиозные и библейские темы.
В русской литературе и искусстве первой половины XIX в. в ряду с А. С. Пушкиным, А. С. Грибоедовым, М. Ю. Лермонтовым, Н. В. Гоголем, М. И. Глинкой, О. А. Кипренским, К. П. Брюлловым стоит имя гениального живописца Александра Иванова. Наиболее известное произведение этого художника – “Явление Христа народу” (1837 – 1857, Государственная Третьяковская галерея).
Исходной позицией художника было стремление изобразить некое историческое событие, что позволило бы поставить и решить ряд важных проблем человеческого существования. Иванов искал движущие силы прогресса в нравственных основах жизни каждого человека в отдельности и всего человеческого общества в целом. Его картина – это изображение не столько чуда божественного явления, сколько чуда нравственного преображения людей, находящихся на самых разных ступенях своего общественного положения и духовного развития – от плохо сознающего человеческое предназначение раба с веревкой на шее до вознесенного на высоты духовности пророка Иоанна Крестителя.
Теперь мы с вами поговорим о картине А. А. Иванова “Явление Христа народу”. Перечитывая Евангелие, Иванов нашел тему, до него не разработанную в живописи: возвещенное Иоанном Крестителем первое появление Христа перед народом, ожидающим исполнения своих заветных чаяний, жаждущим избавления от страданий, стремящимся к свободе и правде.
В течение первых лет пребывания в Италии он готовился к этому начинанию. Предшествующие картины были лишь подступом к большому полотну, ставшему для художника делом жизни. Разработав ряд эскизов, А. Иванов в 1837 году начал работу над картиной, потребовавшей многих лет (картина находится в Третьяковской галерее, этюды и эскизы – в Третьяковской галерее и Русском музее, ее размеры поражают: 540×750 см).
Для этой картины Иванов исполнил свыше 600 этюдов с натуры. Гигантский замысел требовал глубоких и сложных человеческих образов. Художник настойчиво искал натуру для пластического воплощения образов Христа, Иоанна и других. Искал на улице, на рынке, среди друзей и знакомых.
Каждая фигура должна была, по его мысли, представлять целый мир со своей жизненной судьбой. Многие этюды обнаруживают в Иванове психолога, раскрывающего всю глубину переживаний человека.
Художник хотел, чтобы произведение несло в себе гуманную мысль, объемлющую коренные явления человеческой истории. Перед ним вставала идея избавления человечества от страданий. Он мечтал заложить основы нового искусства, затрагивающего в прекрасных, возвышенных образах основные вопросы существования человечества.
Сам Иванов говорил: “В моей картине все должно быть тихо и выразительно”.
Что вы знаете об Иоанне Крестителе: кто это? Предшественник Христа, который крестил его в водах Иордана. Его родителями были священник Захария и жена его Елисавета. У них не было детей.
Однажды явился Захарии ангел Гавриил и сказал ему, что будет у него сын Иоанн. Захария не поверил. Тогда ангел сказал: “Ты будешь молчать… до того дня, как это сбудется”. В положенное время родился младенец.
И Захария снова смог говорить. Выросши, Иоанн ходил по всей стране, проповедуя крещение покаяния для прощения грехов.
Когда же народ был в ожидании, и все помышляли в сердцах своих об Иоанне, не Христос ли он, – Иоанн всем отвечал: я крещу вас водою, но идет Сильнейший меня, у Которого я недостоин развязать ремень обуви; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем…”
Как изображен Иоанн Креститель? Это длинноволосый бородатый мужчина в одеянии из верблюжьей шерсти, как описано в Библии, и хламиде. В левой руке он держит деревянный крест, протягивая воздетые руки в сторону Христа. Вдохновенная поза, величественная осанка, таинственная сила, позволяющая ему совершить пророчества. В лице его ощущение страстности, убежденности, идущей от него светоносной силы.
Фигура Христа расположена, почти в центре картины, на холме, в глубине композиции, в отдалении от людей. Именно к нему Иоанн Креститель и направляет взгляды людей.
Фигура Христа, несмотря на малый масштаб, смотрится внушительно. Он идет спокойно, величаво, будто несет с собой в мир гармонию, согласие и спокойствие. Всех героев можно разделить на две группы: одни с надеждой, радостью, любопытством встречают идущего, другие – хитро и недоверчиво смотрят на проповедника. В образах “дрожащего” и рыжеволосого юношей.
Состояние страха и восторга замечательно переданы в их позах. Тело обнаженного рыжеволосого юноши прекрасно в своем порыве, в нем сочетается1 духовное и физическое совершенство, он весь устремлен вперед, к Христу. А “дрожащий” слушает, а не смотрит. Он стоит в полусогнутой позе с опущенными плечами, выражение лица его смущенное и недоверчивое.
К нему жмется озябший после крещения в водах Иордана мальчик, который слушает пророка и спиной стоит к Христу. Эти фигуры очень выразительны.
Итак, Иванов открыл в искусстве то, о чем его современники даже и не подозревали. Многие вопросы в живописи он решал по-новому: это и передача объема и пространства, прозрачности воздуха, солнечного света, цветовых рефлексов на лицах, это и своеобразие каждой формы, разнообразие красочных пятен, выражение переживания людей, психологизм образов. Иванову было свойственно тщательное изучение натуры, вдумчивый анализ явлений природы.
Он смело внес натурный пейзаж в картину, поэтому колорит “Явления” необычайно светоносен, лучезарен, кажется, что художник пишет кистью, на острие которой горит солнечный свет.