Аллегорическая насыщенность не уменьшает художественной ценности полотна. Чрезвычайно прекрасный пейзаж, озаренный светом солнца, которое заходит, переносит зрителя в гармоничный мир, где властвует дух и материя, интеллект и чувства. 20 марта 1518 года венецианцы, собравшись на церемонию освящения нового алтаря в церкви Санта Мария Глориоза деи Фрари, были ошеломлены идеально скомпонованной в интерьер храма картиной.
Вознесение Богородицы – это гигантская (6,9×3,6 м) алтарная композиция, которая знаменовала собой настоящий переворот в искусстве Венеции. Лодовике Дольче говорил: “…перед нами открылся мир титанов, наполненный бушующим движением… В этой картине ощущается трагическое величие Микеланджело и красота Рафаэля”.
Художник знал, что его произведение будут смотреть снизу, с некоторого расстояния, поэтому, благодаря смелым перспективным сокращением, приблизил зрителя к апостолам. Руки Марии подняты вверх, наполнены спокойным ожиданием и готовностью ко встрече с Богом. Создается впечатление, что сцена двигается, Тициан достиг такого динамического
эффекта, построив композицию на диагоналях, в центре пересечения которых находится фигура Марии. Апостолы изображены без каких-либо атрибутов святости и выглядят как обычные люди, свободно двигаются и открыто демонстрируют свои эмоции.
Для Тициана свет ассоциируется исключительно со святостью и самой жизнью, тень же символизирует смерть.
Сын нотариуса из провинциального Пьете ди Кадоре наверное, никогда бы не достиг славы, денег и должностей, если бы он не был просто талантливым художником. Легкость с которой Тициан получал первенство среди живописной элиты Венеции и умел приспосабливаться к обстоятельствам и к настроениям сильных мира сего, говорят о незаурядном уме и целеустремленности художника: “Живопись была полностью лишена цеховых ограничений, путь его развития был абсолютно свободным, а конкуренция – безграничной, и вдобавок заказчики даже помогали такому состоянию дел”.
В подобной ситуации нужно было уметь не только завоевывать признание, но и постоянно доказывать перед влиятельными клиентами собственное реноме наилучшего художника. Возможно, поэтому мягкий и впечатлительный Лоренцо Лотто (6.1480-1557) – красивый художник, картинами которого восхищалась венецианская молодежь, поскольку “они воссоздавали состояние души”. Этот тонкий мастер из-за конкурентов был вынужден покинуть Венецию. Амбициозный Тициан также не считал Лотто серьезным соперником в борьбе за господствующее положение в венецианской живописи. Более серьезными конкурентами он считал Париса Бордоне (1500-1571) и Себастьяно дель Пьомбо (1485-1547).
Но судьба была милостивой к Тициану! Оба художника уехали из Венеции в Рим, и вдобавок дель Пьомбо, согласившись работать для Папы, стал довольно богатым человеком, что, по словам Дольче, вызвало раздражение Тициана, который считал его “дезертиром”. В конкурсе, устроенном религиозным братством Конфратернита ди Пьетро Мартире в 1528 году, Тициан одержал важную победу, получив заказ на роспись алтаря венецианской доминиканской церкви Санта Джованни Паоло.
Когда в 1530 году картина была открыта, она, по выражению Базаре, “вызвала чрезвычайное увлечение”, была признана одним из величественных шедевров Тициана. Речь идет о работе “Смерть святого Петра Великомученика”, за которую в XVII ст. один нидерландский купец предложил 18000 дукатов (четырехлетний заработок дожа!), но венецианцы считали невозможным продать шедевр даже за такие большие деньги. К величайшему сожалению, в пламени грандиозного пожара 1867 года оставленная в Венеции картина сгорела.
В 1532 году в городе Дожей появляется Тинторетто (1518-1594).
Он открывает мастерскую, на дверях которой вешает табличку с амбициозным девизом. “Рисунок Микеланджело, колорит Тициана”. Тинторетто – один из популярнейший художников Венеции, а его конкурентом скоро станет молодой Веронезе (1528-1588). Тициан с высоты своего положения снисходительно “считает их очень талантливыми”, но поскольку Тинторетто переманивает к себе его клиентов, то из двух молодых дарений – Тинторетто и Веронезе – Тициан “первого не переносит, а второго – возвеличивает”.
По словам Базаре, у Тициана “работали много художников, но учениками его могут назвать себя единицы, он не любил учить и что-нибудь подмазывать”.
С биографом соглашается один из коллег художника Парис Бордоне: “Тициан не любил делиться своими знаниями, и в этом нежелании учить других он оставался неумолимым, даже если ученики уговаривали его на коленях…”. Единственным великим художником, который достойно прошел величественную школу Тициана и сумел вынести для себя как он сам сознавался, “много полезного” стал Эль Греко. Тициан считается мастером, творчество которого имелоа огромное влияние на европейскую живопись.
Веласкес, Рубенс, Караваджо, Ван Дейк, Рембрандт – для этих художников искусство Тициана стало своеобразным учебником живописи. К почитателям таланта великого колориста можно отнести Пуссена, Ватто, Гойю, Делакруа а также импрессионистов – Мане и Сезана.