Радищев, вынашивая революционные идеи свержения самодержавия, создает оду “Вольность”. Сколь последователен он был в отрицании тирании, столь смелым был и в поэтическом экспериментаторстве. Для прославления политической и гражданской свободы поэт избирает традиционный жанр оды. Но что же остается в ней от традиции классицизма?
Ведь Радищев воспевает не выдающегося полководца и не государственного деятеля и, тем более, не монарха. Полемично само начало произведения:
О! дар небес благословенный,
Источник всех великих дел,
О вольность, вольность, дар бесценный
Позволь, чтоб раб тебя воспел.
Пушкин же, осуждая и казнь народом французского короля Людовика XVI, и убийство дворянами-заговорщиками Павла I, выступает за ограничение самодержавия “законом”-конституцией:
Приди, сорви с меня венок,
Разбей изнеженную лиру…
Хочу воспеть Свободу миру,
На тронах поразить порок…
Тираны мира! трепещите.’
А вы, мужайтесь и внемлите,
Восстаньте, падшие рабы!
Лишь там над царскою главой
Народов не легло страданье,
Где крепко
с вольностью святой
Законов мощных сочетанье.
Радищев же в своей оде доказывает право народа на казнь царя-тирана. Народ – создатель всех благ земных, и царь, возомнивший, что он истинный Господь, а не народ, “преступник из всех первейший”.
Ликуйте, склепанны народы.
Се право мщенное природы
На плаху возвело царя.
Ода “Вольность” Радищева – первое слово русской революционной поэзии – содержит в себе призыв к революции и выражает его в соответствии с принципами эстетики поэта. Подлинный творец, утверждал Радищев, открывает согражданам “разнообразные стези познания”, никчемна поэзия без мысли – “тощий без мыслей источник словесности”.
Пушкин ценил значение поэзии Радищева, его вклад в русскую литературу. Недаром в первоначальном варианте стихотворения Пушкина “Памятник” была строка: “вослед Радищеву восславил я свободу”. В оде “Вольность” Александр Сергеевич с юношеской безрассудностью и смелостью восклицает:
Самовластительный злодей!
Тебя, твой трон я ненавижу,
Твою погибель, смерть детей
С жестокой радостию вижу.
Читают на твоем челе
Печать проклятия народы.
Ты ужас мира, стыд природы.
Упрек ты Богу на земле.
Пушкин утверждает, что лишь закон должен главенствовать в жизни, он один может служить залогом справедливости и счастья народов.
И днесь учитесь, о цари:
Ни наказанья, ни награды.
Ни кров темниц, ни алтари
Не верные для вас ограды.
Склонитесь первые главой
Под сень надежную Закона,
И станут вечной стражей трона
Народов вольность и покой.
Красота – категория вечная. Когда-то великий русский мыслитель Ф. М, Достоевский провозгласил, что “красота спасет мир”. Но красота всегда понималась русскими писателями не просто как совершенство форм, она сливалась в их представлении с добром, истиной, справедливостью. В пьесе Чехова “Дядя Ваня” доктор Астров, как и многие другие герои, преклоняется перед красотой Елены Андреевны.
Именно Астрову принадлежат знаменитые слова: “В человеке все должно быть прекрасно: лицо, и одежда, и душа, и мысли”. И именно поэтому Елена Андреевна не может быть идеалом: она живет праздной жизнью, которая не может быть чистой.
Многие русские писатели пытались создать идеальный образ женщины. С глубокой нежностью А. С. Пушкин в романе “Евгений Онегин” говорит о Татьяне Лариной, рисует ее “милые” привычки, характер, говорит о ее воспитании. В романе появляется героиня, которую автор называет “милым идеалом”, которой он восхищается, которую любит. Чистота и благородство, мечтательность и восторженность натуры, глубокая любовь к русской природе отличают ее от остальных персонажей романа.
Недаром А. С. Пушкин говорит читателям: “…Очень я люблю Татьяну милую мою”. Татьяна вовсе не красавица, в отличие от своей сестры Ольги:
Ни красотой сестры своей,
Ни свежестью ее румяной
Не привлекла б она очей…
И в то же время, даже оказавшись в Петербурге за одним столом с блестящей Ниной Вронскою, знаменитой столичной красавицей, Татьяна ничем не уступает ей. Прелесть пушкинской героини – в ее душевном благородстве, уме, простоте, богатстве внутреннего содержания. Рисуя в своем романе образ простой русской девушки, Пушкин и в ее характере и поведении подчеркивает прежде всего простоту, безыскусственность, видя прелесть Татьяны в том, что она
…любит без искусства.
Послушная влеченью чувства,
Что так доверчива она,
Что от небес озарена
Воображением мятежным,
Умом и волею живой,
И своенравной головой,
И сердцем пламенным и нежным…
Главное свойство Татьяны – ее высокое благородство, чувство долга, которое берет верх над самыми сильными ее душевными чувствами. Неспособность к обману, к сделкам с собственной совестью – вот что делает Татьяну особенно привлекательной для меня.
Для Л. Н. Толстого красота – это прежде всего “чистота нравственного чувства”. Писатель оценивает людей по критериям нравственности. А потому самые злые чувства вызывает в авторе красавица Элен.
Зато одним из самых обаятельных женских образов в романе “Война и мир” становится образ Наташи Ростовой. Эта непосредственная, полная жизни девушка удивительно тонко чувствует добро, правду, красоту человека, искусства, природы.
Толстой связывает необычайность Наташи с влиянием на ее воспитание и развитие народной среды. Ей в высшей степени присуще чувство близости ко всему русскому и к простым людям, и к народным обычаям, песням, обрядам. В доме своего дядюшки, после охоты, Наташа необычайно сильно почувствовала прелесть простоты, скромности обстановки и удивительных качеств самого дядюшки и Анисьи Федоровны с ее русской степенностью и скрытым душевным огнем.
Ее пленяют напевы балалайки и гитары, народные песни и танцы. “Где, как, когда всосала в себя из того русского воздуха, которым она дышала, – эта графинечка, воспитанная француженкой, этот дух, эти приемы?” – задает вопрос писатель и сам же всем романом отвечает на него: Наташе они были присущи всегда. Душа Наташи открыта для всех радостей жизни. И когда приходит пора любви, девичьи мечты и жажда счастья воплощаются в таких искренних и естественных формах, что невольно любуешься всем, что говорит и делает героиня романа.
Всем сердцем воспринимает Наташа и общенародное горе, не рассуждая, не обращая внимания на высокопарные патриотические лозунги. Именно она добивается того, чтобы подводы Ростовых были отданы раненым, потому что ей чуждо все эгоистическое.
В эпилоге романа Наташа будто бы и не похожа на себя. Она перестала петь, перестала следить за своей внешностью, располнела и целиком отдалась заботам о муже и детях. Но в этом и есть, по мнению Л. Н. Толстого, вся Наташа, но только на новом, более высоком этапе жизни. Героиня романа так же искренне, как и прежде, отдается своему чувству, только теперь ее чувства поглощены семьей. Она и не должна, по мнению писателя, интересоваться политикой.
Женщина вообще, как считал писатель, не должна жить разумом, чуткость и душевность заменят ей деятельность ума.
Наташа в полной мере воплощает представления А. Н. Толстого об идеале женщины.
Совсем другим видит свой идеал Н. А. Некрасов. В поэме “Мороз, Красный нос” в образе Дарьи он раскрывает свое понимание народного идеала и воспевает русскую крестьянку. Дарья – героическая русская женщина, “величавая славянка”, чей характер складывался веками и приобрел многие удивительные свойства:
В игре ее конный не словит,
В беде – не сробеет, – спасет…
И голод и холод выносит,
Всегда терпелива, ровна…
В образе Дарьи воплощена русская природа, русская поэзия, лучшие черты народа, великое ощущение собственного достоинства, долга, материнства. В поэме “Русские женщины” Н. А. Некрасов говорит о прекрасных дворянках, женах декабристов Трубецкого и Волконского, которые приняли решение последовать за мужьями в Сибирь. Они не останавливаются перед трудностями, верные чувству долга, и готовы бросить все, что им дорого, ради того, чтобы поддержать своих отверженных мужей.
Удивительно прекрасны женщины в романах И. С. Тургенева. Наиболее близка мне Елена Стахова, героиня романа “Накануне”. И. С. Тургенев подчеркивает благородный нравственный смысл исканий Елены. Мелочность интересов и пустота жизни многих персонажей романа тяготят Елену.
Ее волнуют не отвлеченные идеи добра и красоты, а желание полезной людям деятельности.
Героиня романа мечтает о героической жизни. Еще не зная Инсарова, она поражена рассказом о молодом болгарине – участнике борьбы за освобождение родины от владычества турок. “Освободить свою Родину! – промолвила она. – Эти слова даже выговорить страшно, так они велики”. Любовь спасает Елену от пустоты обыденного существования, освещает ей путь к истинному счастью. Эта любовь становится и великой дружбой, поиском единомышленника.
Елена не только способна выдержать все испытания, о которых предупреждает ее Инсаров, она делает больше: после смерти любимого она уезжает в Болгарию, где продолжает его дело.
Конечно, рассказать о всех прекрасных женских образах, созданных в произведениях русских писателей, в одном сочинении невозможно. Важно одно – художники слова всегда понимали истинную красоту как союз красоты внешней и внутренней, совмещение в человеке лучших качеств, и это по сей день остается великим напоминанием всем людям.