В современной шведской социологии всячески подчеркивается “исключительность” страны как следствие “благоденствия”, неучастия в мировых войнах. Действительно, военный нейтралитет способствовал развитию национальной экономики, однако процессы буржуазного развития в Швеции ничем, по существу, не отличались от этих процессов в других странах капитализма. Немалое влияние на общественную жизнь и культуру Швеции оказали события первой мировой войны и Октябрьской революции в России. Раскол в социал-демократическом движении привел в 1921 году к образованию Коммунистической партии Швеции. В литературе усиливается размежевание сил.
Консервативному лагерю, отстаивавшему принцип “искусство для искусства”, противостояли писатели реалистического направления, ратовавшие за тесную связь искусства с действительностью. Огромное значение имел союз “Кларте”, возникший в 1924 году как филиал международной организации, возглавлявшейся Анри Барбюсом.
Журнал “Кларте” (1924-1939) проповедовал социалистическую идеологию (правда, не всегда последовательно). Широкое
распространение в литературе получают и различного рода модернистские течения.
Настроения растерянности перед событиями войны выразил Пер Лагерквист (1891-1974) в поэтическом сборнике “Страх” (1916). В его лирике, прозе и драматургии человек представлен в резком конфликте с окружающей средой. Однако основные черты характера людей и эпохи писатель подает в экспрессионистской манере, как абсолютные, вечные, а условия действительности – абсурдные (трактат “Современный театр”, 1918; автобиографический роман “В мире гость”, 1925; “стриндберговские” драмы “Невидимый”, 1923; “Король”, 1932 и др.). Писатель скорбит по поводу гибели цивилизации, рисует гротескные образы современных буржуа, но пока не идет дальше мрачного пессимизма и иррациональной философии.
Наибольшее значение имеют его антифашистские произведения, обретающие историческую конкретность и ясный политический смысл. В повести “Палач” (1933) резко обличается деспотизм.. В романе “Карлик” (1944) писатель также обращается к исторической теме. Действие происходит в Италии в эпоху Возрождения.
Носителем зла является горбун, придворный шут, открыто и шаржированно повторяющий поступки господ, скрывающих свое истинное “я”.
В творчестве многих писателей критического реализма, противостоявших искусству декаданса, находят глубокое осмысление существенные стороны современной жизни. Таковы романы многотомного “бергслагенского” цикла Ялмара Бергмана (1883-1931). “Семейная хроника” под его пером приобретает характер большого обобщения. Если первые романы серии были проникнуты пессимизмом, а в стиле их явно проступали черты “натуралистического клише”, то в романах, написанных после первой мировой войны, картины жизни предстают без налета фатализма.
Теперь для писателя главное заключено в последовательном ниспровержении социального зла, в резкой критике буржуазного общества, обреченного ходом истории.
Центральное место в цикле занимает сатирический роман “Маркуреллы из Вадчепинга” (1919). Не все романы “бергслагенского” цикла равнозначны. На некоторых из них лежит печать религиозного морализирования, фатализма.
Однако роман “Клоун Як” (1930) достойно завершает путь Бергмана-реалиста. Здесь во весь рост поставлен вопрос о назначении искусства, о положении художника в буржуазном обществе.
Писатели, принадлежавшие к “статарской школе”, были в большей степени связаны с традицией раннепролетарской литературы.- Ивар Лу-Юханссон (род. в 1901 г.), Муа Мартинсон (1890-1963) и др. происходили из среды “статаров” , хотя творчество каждого из них часто выходило за границы собственно крестьянской и батрацкой тематики. Понятие и основные принципы этого направления были выдвинуты Лу-Юханссоном в статье “Статарская школа в литературе” (1938): продолжая традицию литературы “о коллективе”, бороться с индивидуализмом буржуазного искусства, обратиться к изображению жизни людей труда.
Муа Мартинсон обращаетсяк разработке темы положения женщины-труженицы -“Сыновья Салли” (1934),-автобиографическаятетралогия: “Мать выходит замуж” (1936); “Венчание в церкви” (1938); “Розы короля”. (1939); “Встреча с писателем” (1950), к те –
1 “Статарами” были безземельные крестьяне, прикреплявшиеся для работы на фермах (часто целыми семьями). Полукрепостническая система “стата” существовала в Швеции с начала XIX века и была отменена лишь с окончанием второй мировой войны. мам исторического прошлого, а Ян Фридегорд после полосы увлечения мистицизмом (символический роман “Флюгер”, 1941) возвращается на позиции рационализма и художественного реализма.
В поздних произведениях Муа Мартинсон заметна характерная для скандинавских пролетарских писателей (Фалкбергет, Кирк) тенденция рассматривать историческое прошлое в тесной связи с судьбами народа. В хронике крестьянского рода, молодое поколение которого уже связано с жизнью промышленного города, писательница видит явление типичное и закономерное. Галерея женских портретов, созданная М. Мартинсон, также разнообразна.
Продолжая традиции Горького (“Мать”) и Нексе (“Дитя человеческое”), писательница хочет показать не только разные судьбы, но – главное – пути решения женского вопроса в процессе складывания классового сознания.
Более сложным путем пошло развитие творчества писателей, первоначально объединившихся в антологии “Пять молодых” (1929). На первых порах многое связывало этих поэтов – Эрика Асклунда, Юсефа Челлгрена, Харри Мартинсона, Густава Сандгрена, Артура Лундквиста – выходцев из рабочей или крестьянской среды. Объединявшие их социально-эстетические тенденции ясно определились в год выхода “Антологии” в манифесте, составленном Лундквистом. Противники буржуазной цивилизации, сеющей смерть и грозящей культуре, они ратовали за естественность и простоту (“примитивизм”), за свободу проявления чувств (“культ жизни”, “витализм”).
Прокламируя так называемую сексуальную романтику, ^виталисты одновременно выдвигали утопическую программу бесклассового общества в духе “коллективизма” и технического прогресса. Но уже в 30-е годы пути “молодых” разошлись: одни (X. Мартинсон) продолжали писать в духе модернизма, другие нашли себя на путях реалистического искусства.
Особенно показателен путь замечательного художника-пролетария Юсефа Челлгрена (1907-1948), одного из зачинателей социалистического направления в.. шведской литературе. Уже с детства столкнулся он с лишениями и с десяти лет начал трудовую жизнь – был корабельным юнгой, посыльным, учеником кочегара. Сначала, казалось, морская стихия захватила юношу.
Но вскоре обнаружилось, что романтика моря для него оборачивалась только изнурительным трудом. В этих условиях невозможно было и думать об осуществлении мечты, о получении знаний. Первым светлым лучом, проникшим в мрачное существование юнги из грязного кубрика, оказался томик Максима Горького, случайно попавший в его руки.
Именно в книге русского писателя Челлгрен нашел ответ на волновавшие его вопросы: он почувствовал, что человек может стать сам кузнецом своего счастья, понял, что в казавшейся беспросветной действительности живет неукротимая вера в лучшее будущее.
Сначала член союза “Кларте” и сотрудник рабочей прессы, затем участник сборника “Пять молодых”, Челлгрен провозглашает лозунги интернационализма, становится другом Советского Союза. В его ранних стихах (сборники “Свет маяка”, 1931; “Запад”, 1933) в стиле патетической поэзии Уитмена воспеваются труд, величие человека, революция, Ленин.
В 1935 году писатель заканчивает работу над романом “Люди и мост”, выдающимся произведением национальной литературы. Это роман о коллективе рабочих, строителей моста в Стокгольме. Необычна композиция романа, состоящего как бы из нескольких новелл-“историй, рассказанных в обеденные перерывы”. Герой романа молодой рабочий Кнут Ивар Эльд – страстный поборник справедливости и свободы. Неутомимый оратор, хороший работник и весельчак, он становится душой коллектива.
Его постоянно вдохновлял образ Ленина, сочинения которого юноша читал с упоением.
В сборнике “Темза течет мимо” (1937) утверждается жизненная необходимость пролетарской солидарности, идея о том, что в антифашистской борьбе особенно важна сплоченность прогрессивных сил. Как и в сборнике рассказов “Пробоина в ватерлинии” (1936), в драме “Неизвестный шведский солдат” (1938) антифашистская тема раскрывается в связи с героической борьбой испанского народа. Несмотря на трагический финал, пьеса проникнута верой в грядущую победу над реакцией.
– Последнее крупное художественное произведение Челлгрена – тетралогия (“Смарагд”, 1939; “Золотая цепь”, 1940; “Мужская дружба”, 1947; роман “Я ухожу в море” остался незавершенным, издан посмертно в 1948 году), посвященная морской дружбе и пролетарской солидарности. Как и в романе “Люди и мост”, здесь используются документальные материалы, придающие повествованию особую убедительность.
Артур Лундквист (род. в 1906 г.) происходит из крестьянской семьи, из провинции Сконе. Его тяга к знаниям встречала решительное противодействие со стороны окружающих – книга считалась в мещанской среде чуть ли не порождением дьявола. Юноша рано ощутил потребность вырваться на волю, сказать “свое слово” миру. Пробует он заниматься живописью, но находит себя в литературе. Первые рассказы Лундквиста относились к началу 20-х годов.
В эту пору он живет в промышленных районах, близко знакомится с рабочим движением, сотрудничает в социалистической, прессе; В 1926 году начинающий писатель приезжает в Стокгольм и вскоре выпускает первый сборник стихов “Зной” (1928). Затем последовали лирические сборники: “Обнаженная жизнь” (1929), “Черный город” (1930), “Белый человек” (1932) и др.
С выходом антологии “Пять молодых”, где Лундквист занял ведущее место, определилась его программа, свидетельствовавшая о поисках необычных форм для выражения радикальных мыслей. Формулируя задачи современного искусства в статье “Программа и свобода” (1931), Лундквист подчеркивал необходимость освобождения от тисков старых, “академических” правил, объявлял борьбу за свободное проявление индивидуальности. В противовес мещанской невыразительности, культу смерти Лундквист выдвигал идеи “первозданной” жизни на лоне природы, энергии, радости бытия. Позднее он признавался, что – в модернизме “искал проявление такого единства между действительностью и литературой”, в котором воплощалась бы “субстанция, жизни”, направленная “против ложных ценностей, мертвых идеалов”. В центре внимания писателя стоял человек, по отношению к которому оценивалось окружающее – живое и мертвое, природа и вещи, космос и мир машин.
Романтическая утопия сводилась к примирению противоречия между человеком и машиной, к сочетанию сексуального и технического начал.
Мысли о революции носили у Лундквиста также чрезвычайно отвлеченный, экспрессионистский характер. Исполненный непоколебимой веры в светлое будущее поэт был, однако, далек от борьбы пролетариата. Поэтому и поиски новых форм, отвечающих “духу времени”, оказались выражением абстрактных, авангардистских идеалов.
Не случайно в автобиографической книге “Путешествие в юность” (1945) писатель, определяя свою позицию тех лет, назвал себя “внеклассовым индивидуалистом”.
Лундквист прошел полосу увлечения Фрейдом и Юнгом. В статье “Протест и поэзия” (1945) писатель признавал, что в психоанализе он издавна находил “правильные наблюдения, плодотворные гипотезы и приемлемые средства”, что помогло “перенести целый демонический мир разрушительных сил в область подсознательного”. Такого рода позиция усилилась у него под влиянием творчества Джойса, Шервуда Андерсона и Лоуренса.
Особую роль Лундквист отводил молодому поколению, способному, по его мысли, сразиться с силами старого мира. В статье “Восстание молодежи” (1928) он писал о “чувстве ответственности” и “законе внутри человека”, которые и составляют “изначальную” моральную ценность.
Многие стихотворения Лундквиста были, несомненно, написаны под влиянием Октябрьской революции. И все же восприятие “событий на Востоке” у поэта опосредованное, литературное. Советские кинофильмы (С.
Эйзенштейна и В. Пудовкина) и произведения литературы (“Цемент” Ф. Гладкова) осмысливались им как “эпос труда” и “гимн новой России”.