“Общественное значение писателя. в том именно и заключается, чтобы пролить луч света на всякого рода нравственные и умственные неурядицы.”

В буквальном смысле “пролил луч света” на существующие в обществе пороки АН Островский На мой взгляд, АН Островский в своих произведениях “Гроза” и “Бесприданница” как никто отразил нравственные пороки современного писателю провинциального купеческого общества Именно он “пролил луч света” на всю жестокость окружающего мира, поставив в центр своих драматических произведений судьбу высоконравственной личности в невежественном и лицемерном купеческом обществе Мир провинциального и московского купечества занимал одно из главных мест в творчестве Островского, поэтому и в пьесе “Гроза” в центре внимания – изображение провинциального купечества, или “темного царства”, на примере города Калинова Основной чертой, объединяющей все купеческие слои, является абсолютное самодурство, которое ярче всего проявляется в поведении двух представителей высшего сословия города Калинова – Савела Прокофьевича Дикого и Марфы Игнатьевны Кабановой Оба эти персонажа в полной мере представляют собой законы купеческого общества, в котором существует

один принцип разделения людей на бедных и богатых При подобной жестокости нравов, власти денег и социального положения все жители города стремятся к богатству, поэтому в Калинове процветают обман, безнравственность, зависимость от общественного мнения, завистливость и злоба При этом богатые люди буквально запираются в своих домах, спускают собак, чтобы оставить за закрытыми дверями свой деспотизм по отношению к домашним, разврат и пьянство Именно поэтому Калинов является воплощением жестокости и неестественности человеческих отношений С одной стороны, сюжет пьесы совершенно прост и типичен для того времени молодая замужняя женщина Катерина Кабанова, разочаровавшаяся в жизни с нелюбимым супругом во враждебной обстановке чужой семьи, полюбила другого человека Однако ее запретная любовь не дает ей покоя, и, не желая принимать мораль “темного царства” (“делай, что хочешь, лишь бы шито да крыто было”), признается в своей измене принародно в церкви После этого признания жизнь не имеет смысла для Катерины, и она кончает жизнь самоубийством Но, несмотря на незатейливый сюжет, образ Катерины является невероятно ярким и выразительным, становясь символом неприятия враждебного консервативного общества, живущего по законам домостроя Не зря в своей критической статье, посвященной пьесе, Добролюбов назвал Катерину “лучом света в темном царстве” Однако лучшей психологической драмой Островского по праву считается “Бесприданница” Ее нередко сопоставляют с “Грозой”, и в известной мере это справедливо Сопоставление этих двух пьес определяется общей в них темой трагической судьбы незаурядной женской натуры в жестоком мире купеческих нравов Наконец, важно и то, что в обеих пьесах существенную роль играет собирательный образ волжского народа, в котором происходит действие Интерес к национально-самобытным характерам в современной русской жизни привел драматурга к созданию трагедии, в центре которой стоит народный характер исключительной яркости, цельности и силы Однако именно такому характеру суждено быть обреченным на гибель в расчетливом и жестоком обществе “Бесприданница” – драма буржуазной эпохи, и это обстоятельство решающим образом влияет на ее проблематику и жанр Наличие в главной героине талантливости, стихийное стремление к нравственной чистоте, искренность – все эти качества поднимают образ главной героини над остальными персонажами пьесы Но в отличие от “Грозы” здесь уже нет абсолютного противоречия героини и среды, Лариса лишена цельности Сама житейская драма Ларисы – результат того, что буржуазные представления о жизни все-таки имеют над ней свою власть, влияют на ее понимание людей Ведь и Паратова она полюбила не безотчетно, а потому, что увидела в нем свой идеал мужчины, не вникая в его истинную суть

Мощный финал пьесы – смерть Ларисы среди праздничного шума под цыганское пение – поражает своей глубокой драматичностью Душевное состояние героини показано Островским в характерном для его театра стиле “сильного драматизма” и при этом с безупречной психологической тонкостью В момент смерти Лариса смягчена и успокоена, она всех прощает, потому что счастлива тем, что наконец-то вызвала вспышку человеческого чувства – безрассудный, самоубийственный, и даже можно сказать, нерасчетливый поступок Карандышева, освободивший ее от страшной жизни содержанки Редкий художественный эффект этой сцены Островский строит на остром столкновении разнонаправленных эмоций чем больше мягкости и всепрощения у героини, тем острей суд зрителя, осуждающего жестокость нравов в обществе дельцов, готовых в буквальном смысле продавать и покупать людей ради собственных прихотей Показав подобные безнравственные взаимоотношения, построенные на принципе купли-продажи, Островский вполне осуществил свою общественную задачу и “пролил луч света на нравственные и умственные неурядицы ” в современном ему обществе


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)



“Общественное значение писателя. в том именно и заключается, чтобы пролить луч света на всякого рода нравственные и умственные неурядицы.”