Начало исторически известной западноевропейской культуры, а следовательно, и литературы, относится к IV – V вв н. э., когда после распада Римской империи на арену мировой истории выступили новые варварские народы. Великое переселение народов. К моменту распада Римской Империи население тех ее западных провинций, которые были наиболее тесно средневековьяязаны с метрополией – Италии, Галлии, Испании, – в основном было романизовано.
Латинский язык вытеснил здесь местные языки – распространилась “вульгарная латынь”. Зарождение и развитие литературы средневековья определяется взаимодействием трех основных факторов: традиций народного творчества (трудовые, обрядовые песни), культурных воздействий античного мира (античность была необходима, т. к. часто являлась единственным источником знаний) и христианства (религиозные гимны, жития средневековьяятых). Литература делится на религиозную, рыцарскую и городскую. Центральное место – религиозная литература, которая представлена лирикой песнопений, прозой проповедей, житий и драматургией обрядовых действий.
Самая
многочисленная – рыцарская. Выделяется 3 основных жанра: героический эпос, куртуазная и придворная лирика, рыцарский роман. 1) героический эпос возникает в эпоху зрелого СРЕДНЕВЕКОВЬЯ (11-12 вв), наследует эпосу раннего СРЕДНЕВЕКОВЬЯ, который представлен языческими сказаниями кельтских и скандинавских культов, возникает в период формирования нации и государственности. Эпос, который появляется, как проявления нац. языка.
Сюжетная основа – великое переселение народов. (“Песнь о Нибелунгах” – нем., “Песнь о Роланде” – фр., “Песнь о моем Сиде” – исп.). Носителями эпоса были бродячие певцы, во Фр. жонглеры, в Испании – хуглары, в Германии – шпильманы. Основной сюжет раннего эпоса – сказки; героического эпоса – исторические события, в которых закрепляется представление о вассальном героическом и религиозном долге.
2) куртуазная поэзия возникает после первых крестовых походов. Восточная культура превосходит культуру Европы. Рыцари принесли с Востока новые знания, новый представления о поведении (куртуазное поведение). Рыцарь занимался не только военными подвигами, но и манерами поведения. Юг Франции (Прованс) – трубадуры, Сев.
Франция – труверы, Германия – миннезингеры. Основная тема – тема любви. Развитие мировой поэтической традиции. Любовь открыта, как самое ценное чувство. 3) рыцарский роман возник в границах куртуазных традиций, фэнтези + решение серьезных проблем феодальной действительности.
Возникли литературный города, новый тип героя – крестьянин-веллан. Жантры: фаблио (шванк) – песенка + прозаический комический рассказ. 4) городская литература носила пародийный характер. Появляется жанр животного эпоса.
В лит. городе возникла СРЕДНЕВЕКОВЬЯ система театральных жанров (многодневные мистерии, библейские истории, фарсы (быт. комич. пьеса) и маралите (аллегорич. пьеса о столкновении пороков в душе человека)). “Не блуждай вне, а войди в себя” – Августин. Народно-эпическая поэзия воплотила мифологические представления и концепции исторического прошлого, этические идеалы и коллективистский (родоплеменной) пафос. Причем в наиболее ранних памятниках мифологическое восприятие доминирует и лишь постепенно вытесняется историческими представлениями (и образами). В архаических эпосах сохранилась связь с традицией фольклора, с богатырскими сказками и сказаниями о первопредках.
Соответственно эти эпические памятники насыщенны мифологической и сказочной фантастикой. Кругозор их творцов практически ограничен родоплеменными отношениями, так что даже великие столкновения народов трактуются как родовая распря. Сильны элиты идеализации родовых отношений.
В скандинавском мифологическом эпосе гибель родовых отношений трактуется как крушение мира. Форма: краткие песни и сказания (нем. “Песнь о Хильдебранде”), стихотворно-прозаич. и прозаические произведения. Жанровое своеобразие заключается в соединении подлинности исторического события, составляет сюжетную основу со сказочностью формы, возникшей в результате устного бытования. 3 основных темы: 1) оборона родины от внешних врагов (варвары, норманны)
2) верная служба королю и наказание изменников; 3) кровавые феодальные распри. ГЭ появляется в период становления государственности. Отражает чаяния.
Борьба феодалов завершается, самый сильный феодал становится монархом, объединение земель.