Образ защитника Родины в “Слове о полку Игореве”

“Слово о полку Игореве” – замечательный памятник Древней Руси. До сих пор многие авторы обращаются к нему, как к источнику своего вдохновения. “Слово…”- не только правдивый исторический рассказ, а раздумье над судьбой родной земли. “Слово” открывается небольшим вступлением, в котором автор вспоминает старинного певца Бояна и приходит к решению начать повествование “по былинам сего Времени”. Определив хронологические рамки – “от старого Владимира до нынешнего Игоря”, автор рассказывает о дерзком замысле Игоря “навести” свои полки на Половецкую землю. Первое столкновение войск Игоря с половцами было удачным.

На следующий день русские воины увидели, что против них собралось огромное половецкое войско. Но отважный Игорь не отступил. Трое суток войска под его предводительством, а также Всеволода и других князей, пробивались к Донцу.

Игорь был ранен и попал в плен, откуда впоследствии бежал. Вернувшись на родину, он объезжает все города, ища поддержки и помощи, везде его встречают с радостью. Такова картина похода Игоря на половцев.

А теперь обратимся к образам русских князей, подлинных защитников своей Родины. Автор “Слова…” весьма неоднозначно относится к своим героям.

С одной стороны, он симпатизирует им, видит в них лучших представителей времени. Автор восхищен Игорем, его храбростью, мужеством, благородством, в то же время говорит о нем, как о своенравном, эгоистичном человеке, думающем только о славе. Но, наряду с этим, ради блага своей земли Игорь готов на любые жертвы и испытания. “Слово…” не показывает его в битве на реке Каяле, но говорит о его мужестве и благородстве, когда он спешит на помощь брату Всеволоду.

Доблестным воином является и Всеволод Святославич. Он неотделим от своих воинов, которые “под трубами родились, под шлемами взлелеяны, с конца копыт вскормлены… скачут, как серые волки в поле, ища себе чести, а князю – славы”. Всеволод весь поглощен и увлечен боем, мужество его беспримерно. “Слово…” отличается от других памятников древнерусской литературы тем, что в них обычно объективно и беспристрастно повествуется о героях и событиях.

Здесь же автор прославляет воинскую доблесть князей Ольговичей. В этом ему помогают образы-символы “солнца”, “света”, “соколов”, которые противопоставляются “тьме”, “тучам”, “галкам”, “черным воронам” – половцам. Деятельность князей оценивается с точки зрения народа. Игорь и Всеволод, восхищая своей доблестью, осуждаются за жажду личной славы. Еще один интересный образ– это Святослав “грозный великий киевский”.

В нем автор отражает черты не реальной исторической личности, а воплощает свой идеал могущественного правителя Русской земли. Образ Святослава раскрывается в его “мутном сне” и “золотом слове”, где и проявляется его мудрость. “Золотое слово” имеет огромное значение не только для идейного содержания “Слова…”, но и для последующей литературы в целом.

Святослав говорит о печалях Русской земли, но также помнит былые заслуги и доблести. Он проводит мысль о том, что все беды на Руси пошли от княжеских раздоров и усобиц. Ярко звучит призыв к объединению в борьбе за Русь: “Загородите полю ворота своими острыми стрелами за землю Русскую, за раны Игоревы, буйного Святославича”. Этот патриотический призыв актуален и в наше время.

“Слово…” насыщено именами князей, от прадедов и дедов до современных “Слову…” внуков; особенно отличается военная мощь Ярослава Галицкого и Всеволода Владимирского и, естественно, храбрость братьев-предводителей похода, Игоря и Всеволода Святославичей. Храбрые полки Игоря идут “на землю Половецкую за землю Русскую”, они не просто воины, ратники, а “русичи”, дети Руси, которые объединились для общего дела – защиты Родины. Образы князей как бы сливаются воедино, представляя собой великую могучую силу, вставшую на защиту своей Отчизны.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)



Образ защитника Родины в “Слове о полку Игореве”