Центральной идеей “Слова о полку Игореве” – выдающегося памятника древнерусской литературы – является идея патриотическая. Любовь к Родине, родной земле и своему народу, двигала неизвестным автором во время создания этого произведения. Поэтому с полным правом, на мой взгляд, центральным героем “Слова” мы можем считать именно Русскую землю. В этом произведении Русь предстает во всей своей исторической и природной красоте, во всей сложности политической борьбы своего времени, в широчайшей пространственной и временной перспективе.
Прежде всего, свою родину автор показывает нам как землю предков, завоеванную и отвоеванную, обильно политую кровью отцов и дедов. Он вспоминает историю Руси, начинающуюся в далеком прошлом – с языческих времен (“века Трояна”) и до “нынешнего Игоря”: Были веки Трояновы, Миновались лета Ярославовы; Были битвы Олега, Олега Святославича. Могущество Русской земли автор связывает с деятельностью “старых” князей – Владимира и Ярослава, а “нынешнюю невеселую годину” объясняет “крамолами” князей “новых”
(“О, стонать тебе, земля Русская, Вспоминая времена первые и первых князей!”). Именно во времена князя Олега, по мнению автора “Слова”, на Руси начались междоусобицы, которые ослабили Русь, сделали ее беззащитной перед лицом внешнего врага: Тот Олег мечом крамолу ковал, И стрелы он по земле сеял.
Кроме того, в “Слове” Русь предстает перед нами мощным государством, имеющим международный авторитет: немцы и венецианцы, греки и морава напряженно следят за событиями, происходящими в русской земле. Автор подчеркивает огромное географическое пространство русского государства, его беспредельность. Ощущение простора создается с помощью образов птиц – соколов, галок, воронов (“Не буря соколов занесла чрез поля широкие – Галки стадами бегут к Дону великому!”), тем фактом, что поход Игоря происходит в степи – огромном пространстве (“Игорь мыслию поле меряет От великого Дона До малого Донца”) и т. д. Русская земля в “Слове…” – это и русская природа, величественный и прекрасный мир, в котором живут своей особой жизнью ветры – Стрибожьи внуки, волнуются моря и реки, “светится на небеси” солнце, трепещут в тучах синие молнии. Вообще, природа принимает активное участие в жизни героев.
Так, например, она предупреждает об опасности и неудаче Игоря, выступившего в поход: И поехал по чистому полю. Солнце дорогу ему тьмой заступило; Ночь, грозою шумя на него, птиц пробудила… И далее – Уже беда его птиц скликает, И волки угрозою воют по оврагам, Клектом орлы на кости зверей зовут, Лисицы брешут на червленые щиты. Мы видим, что Див – языческое божество половцев – в свою очередь их предупреждает об опасности, узнаем, что коварная река Стугна утопила юношу Ростислава и что Донец помогает Игорю благополучно добраться до дома: Донец говорит: “Ты, Игорь-князь!
Не мало тебе величия, Кончаку нелюбия, Русской земле веселия!” Таким образом, природа в “Слове” выступает в своем реальном и метафорическом значении, активно участвует в жизни людей и, в то же время, живет своей независимой самостоятельной жизнью. Автор “Слова” показывает нам, что русская земля – это и весь народ, населяющий ее: князья, дружина, русские жены, бояре, пахари, ремесленники. Русский народ любим и опекаем языческими богами (он Даждь-божий внук и внук Трояна) и христианским Богом-отцом. Именно поэтому в конце произведения автор восклицает: “Слава князьям, а дружине аминь!” И именно поэтому он призывает русских объединиться для того, чтобы сохранить свою любимую отчизну – великую Русь.
Таким образом, Русская земля является главным героем “Слова о полку Игореве”. Она представлена в произведении масштабно и объемно, как великая и прекрасная страна, которую невозможно не любить. Автор и его герои чувствуют себя неотъемлемой частью земли русской, которой надо восхищаться и которую надо оберегать, защищать.
В этой мысли заключается основная идея “Слова о полку Игореве”, которая актуальна во все времена.