Образ фронтовика в произведениях о Великой Отечественной войне

Да, сделали все, что могли, мы, Кто мог, сколько мог и как мог. И были мы солнцем палимы, И шли мы по сотням дорог. Да, каждый был ранен, контужен, А каждый четвертый – убит.

И лично отечеству нужен, И лично не будет забыт. Борис Слуцкий Прошло уж более полувека со времени окончания Великой Отечественной войны, а память вновь и вновь возвращает нас к тем героическим и трагическим дням.

Отмечая год назад пятидесятилетие Великой Победы, наша страна чествовала своих ветеранов, которых, к сожалению, с каждым годом остается все меньше и меньше. Величественные и скромные памятники их погибшим товарищам разбросаны по всей нашей необъятной земле. Завершено строительство мемориала на Поклонной горе. “Поклонимся великим тем годам”, – как бы призывает колокольный звон, встречающий всякого, кто приходит сюда. Мы вглядываемся в лица фронтовиков и стараемся представить, какими они были тогда, в те “сороковые, роковые…”. Вспоминаются страницы прочитанных о войне книг, рассказывающих великую правду о ратном подвиге наших предков, который они совершили “не ради славы –

ради жизни на земле”.

В трилогии Константина Симонова (“Живые и мертвые”, “Солдатами не рождаются”, “Последнее лето”) последовательно освещаются основные этапы Великой Отечественной войны, в ней повествуется о том, как вчерашние мальчишки становились солдатами, осознавали свою личную ответственность за судьбу родины. Вот перед нами образ Синцова. До войны он – штатский, журналист, человек сугубо мирной профессии.

Война вовлекает его в свой бурный и стремительный водоворот. И мирный, на первых порах беспомощный в военном деле человек превращается в воина, солдата. Миллионы людей, которые не родились солдатами и не были профессиональными военными, взялись за оружие, чтобы отстоять отчизну. Синцов – один из миллионов.

В другом герое трилогии, Серпилине, К. Симонов запечатлел черты воина и полководца. Запоминаются его честность и бесстрашие, справедливость и требовательность, гуманизм и принципиальность. Не случайно Серпилин играет главную роль в оценке событий. Характер Серпилина дан в развитии.

Герой прошел множество тяжких испытаний до войны и во время войны. Жизнь его была порой столь драматичной, что требовались незаурядные душевные силы, чтобы все вынести, не дрогнуть, выстоять и победить. Не раз он жестоко расплачивался за свою прямоту, готовность отстаивать справедливость. И всегда, при любых обстоятельствах, он оставался человеком и проявлял благородство и честность. Генерала Серпилина отличает то, что он всегда думает о людях.

Он стремится беречь солдат, не подвергать их бессмысленной опасности. Вот почему Серпилин возмущается действиями командира полка Барабанова, который под Новый год в пьяной удали, не взвесив свои силы, приказал без подготовки наступать, отбить у немцев высоту, и в результате полк понес неоправданные потери. Жизнь генерала Серпилина трагически обрывается: он погибает от осколочного ранения в мае 1944 года, в период наступления наших войск, так и не увидев победы.

Его гибелью писатель подчеркивает, “какой ценой завоевано счастье”, какими героическими усилиями досталась нам победа. По определению писателя Юрия Бондарева, героизм – это преодоление самого себя. Своих героев Бондарев ставит в самые тяжелые, самые трагические обстоятельства. “Все горело, рвалось, трещало”… “горячим казался даже снег” – в таких ситуациях действуют персонажи повестей “Батальоны просят огня” и “Горячий снег”.

И здесь, среди крови и смерти, человек просто и незаметно делает обычное и святое дело – защищает Родину. Капитан Борис Ермаков сбежал из госпиталя, не желая отрываться от своей части. Приказ о наступлении – радость для Бориса. С воспаленными от бессонницы глазами, в прожженной, пропахшей порохом гимнастерке он ведет бой в тылу противника, понимая, что поддержки не будет и что батальон обречен на гибель. Но и перед лицом смерти Ермаков не изменяет чувству долга, не падает духом, а вершит свой незаметный подвиг, даже не сознавая этого.

О таких, как Серпилин и Ермаков, писал поэт-фронтовик Григорий Поженян: А почестей мы не просили, не ждали наград за дела, Нам общая слава России солдатской наградой была. Перед моим мысленным взором проходят и другие литературные герои-фронтовики: Андрей Соколов из “Судьбы человека” Михаила Шолохова, лейтенант Плужников и старшина Васков из повестей Бориса Васильева “В списках не значился” и “А зори здесь тихие…” и конечно же знаменитый Василий Теркин из поэмы Александра Твардовского. У каждого из них своя судьба, свой характер, различны и формы проявления подвига, но их объединяет нравственное величие человека, защищающего свою Родину. Безгранично любя жизнь, эти обыкновенные, негероические люди ежедневно рисковали ею, самоотверженно шли на подвиг, на смерть, чтобы только приблизить победу.

Образы фронтовиков, встающие со страниц книг о Великой Отечественной войне, напоминают нам о том, каким должен быть человек, напоминают о его ценности, о его достоинстве, о тех нравственных принципах, которым мы должны быть верны в любых обстоятельствах.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)



Образ фронтовика в произведениях о Великой Отечественной войне