М. А. Дудин (1916- 1993) создал проникновенный образ человека на войне, показал сложный, противоречивый мир личности, нарисовал прекрасные картины природы. Военные стихи Дудина, помимо изображения картин жизни, содержат и философское обобщение:
Здесь грязь, и бред, и вши в траншеях.
И розовое облако вдали.
Душа моя, когда ж похорошеют
Обугленные площади земли?
(“Здесь грязь, и бред, и вши в траншеях…”)
Философские ноты – это одна из главных особенностей творчества М. Дудина:
А впереди и долг, и рок,
Томленье наше.
Последней горечи глоток
В последней чаше.
(“Виднее в чаше жизни дно…”)
Яркий, конкретный образ, открывающий стихотворение, и преображение его в образ-аллегорию – такова композиция стихотворения “В июле по обочинам…”, подчиненная принципу “от частного – к философскому, бытийному”:
В июле по обочинам
Проселочных дорог.
Иван-да-марья в очи нам
Пылает из-под ног.
Сияет синью верности
И желтизной измен
У жизни на поверхности
Двух душ единый плен…
Новелла-стихотворение
– вот один из наиболее любимых жанров в творчестве М. Дудина:
Помолчи, или оплакивай,
Или свой осмысли век.
На звонок в палате раковой
Нажимает человек.
А потом, собравшись с силою,
Шепчет в ватной тишине:
“Помоги, сестрица милая,
Встретить солнышко в окне”.
Но… к стене с подушки клонится
Неживая голова.
Вот и все. Судьба кончается…
(“Помолчи, или оплакивай…”)
Ему близка и тема дороги, ведущей в вечность:
Хотел бы я уйти.
За грань любви и горя
Земного бытия…
Где вечность дует в уши
Мелодией иной
И примиряет души
Нездешней тишиной…
(“От праздников и буден…”)
Его поэзия афористична. Строки М. Дудина лаконичны и емки, не перенасыщены тропами – и образны, ярки. Ритмика его классическая, эксперименты с мелодическим рисунком строки ему чужды.
Его поэзия тяготеет к строгости слога Н. А. Некрасова, порой – к философичности М. Ю. Лермонтова.
Творчество Б. Ш. Окуджавы (1924 – 1997) – это эпоха в русской поэзии второй половины XX – начала XXI века. Он соединил в своем творчестве интеллектуально-поэтическое и жанрово-бытовое. По мнению В. В. Агеносова и К. Н. Анкудинова, “любимые герои Окуджавы – “дуэлянты”, “красавцы” и “поэты” – не от мира сего”.
И это действительно так. Московский муравей – вот собирательный образ всех персонажей лирики Окуджавы. Тот муравей, который захотел создать себе богиню; тот, который красив и мудр, как боги, и грустен, как жители Земли.
Философские мотивы, глубокий психологизм, а также мелодичность интонаций – эти особенности стихотворений поэта сделали многие его произведения песнями, которые он исполнял под гитару. Но Окуджава – не только поэт-песенник, он Поэт в высоком смысле этого слова, прекрасно владеющий словом: его творчество очищает душу, делает человека лучше, добрее, светлее. “На фоне Пушкина снимается семейство…” Все мы, поколение нынешнего столетия, вышли душой из Окуджавы, все мы – “на фоне” Булата Шалвовича…
Подводя итог разговора о творчестве поэтов, хотелось бы отметить черты, свойственные им в целом: естественность, жизненность мотивов и образов, большое внимание военной тематике, стремление к философскому осмыслению жизни и смерти. Разные в художественном отношении, они тем не менее оказались близки в главном: творчество каждого из них – это попытка остановить мгновение, сделать моментальный снимок уходящей, никогда не повторяющейся в своем прежнем качестве жизни. Их творчество – летопись поколения, не входящая, быть может, в тесные рамки официальной исторической хронографии, но раскрывающая душу живого, и слабого, и великого, человека. Человека!
И за это мы, жители XXI века, благодарны им!