Образ человека на войне в стихах современных поэтов

М. А. Дудин (1916- 1993) создал проникновенный образ человека на войне, показал сложный, противоречивый мир личности, нарисовал прекрасные картины природы. Военные стихи Дудина, помимо изображения картин жизни, содержат и философское обобщение:

Здесь грязь, и бред, и вши в траншеях.

И розовое облако вдали.

Душа моя, когда ж похорошеют

Обугленные площади земли?

(“Здесь грязь, и бред, и вши в траншеях…”)

Философские ноты – это одна из главных особенностей творчества М. Дудина:

А впереди и долг, и рок,

Томленье наше.

Последней горечи глоток

В последней чаше.

(“Виднее в чаше жизни дно…”)

Яркий, конкретный образ, открывающий стихотворение, и преображение его в образ-аллегорию – такова композиция стихотворения “В июле по обочинам…”, подчиненная принципу “от частного – к философскому, бытийному”:

В июле по обочинам

Проселочных дорог.

Иван-да-марья в очи нам

Пылает из-под ног.

Сияет синью верности

И желтизной измен

У жизни на поверхности

Двух душ единый плен…

Новелла-стихотворение

– вот один из наиболее любимых жанров в творчестве М. Дудина:

Помолчи, или оплакивай,

Или свой осмысли век.

На звонок в палате раковой

Нажимает человек.

А потом, собравшись с силою,

Шепчет в ватной тишине:

“Помоги, сестрица милая,

Встретить солнышко в окне”.

Но… к стене с подушки клонится

Неживая голова.

Вот и все. Судьба кончается…

(“Помолчи, или оплакивай…”)

Ему близка и тема дороги, ведущей в вечность:

Хотел бы я уйти.

За грань любви и горя

Земного бытия…

Где вечность дует в уши

Мелодией иной

И примиряет души

Нездешней тишиной…

(“От праздников и буден…”)

Его поэзия афористична. Строки М. Дудина лаконичны и емки, не перенасыщены тропами – и образны, ярки. Ритмика его классическая, эксперименты с мелодическим рисунком строки ему чужды.

Его поэзия тяготеет к строгости слога Н. А. Некрасова, порой – к философичности М. Ю. Лермонтова.

Творчество Б. Ш. Окуджавы (1924 – 1997) – это эпоха в русской поэзии второй половины XX – начала XXI века. Он соединил в своем творчестве интеллектуально-поэтическое и жанрово-бытовое. По мнению В. В. Агеносова и К. Н. Анкудинова, “любимые герои Окуджавы – “дуэлянты”, “красавцы” и “поэты” – не от мира сего”.

И это действительно так. Московский муравей – вот собирательный образ всех персонажей лирики Окуджавы. Тот муравей, который захотел создать себе богиню; тот, который красив и мудр, как боги, и грустен, как жители Земли.

Философские мотивы, глубокий психологизм, а также мелодичность интонаций – эти особенности стихотворений поэта сделали многие его произведения песнями, которые он исполнял под гитару. Но Окуджава – не только поэт-песенник, он Поэт в высоком смысле этого слова, прекрасно владеющий словом: его творчество очищает душу, делает человека лучше, добрее, светлее. “На фоне Пушкина снимается семейство…” Все мы, поколение нынешнего столетия, вышли душой из Окуджавы, все мы – “на фоне” Булата Шалвовича…

Подводя итог разговора о творчестве поэтов, хотелось бы отметить черты, свойственные им в целом: естественность, жизненность мотивов и образов, большое внимание военной тематике, стремление к философскому осмыслению жизни и смерти. Разные в художественном отношении, они тем не менее оказались близки в главном: творчество каждого из них – это попытка остановить мгновение, сделать моментальный снимок уходящей, никогда не повторяющейся в своем прежнем качестве жизни. Их творчество – летопись поколения, не входящая, быть может, в тесные рамки официальной исторической хронографии, но раскрывающая душу живого, и слабого, и великого, человека. Человека!

И за это мы, жители XXI века, благодарны им!


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)



Образ человека на войне в стихах современных поэтов