Каждый человек проходит через волшебный, замечательный, сказочный мир детства. И очень важно, кто поведет его странными тропинками к познанию мира, открывая тайны знаний, силу предмета, науки, процесса самообразования и самосовершенствования. А. Дистервег подчеркивал, что настоящими учителями и воспитателями рождаются. Только тот педагог оставляет часть себя в детях, кто, не жалея сил, творческого воодушевления, таланта, вкладывает в душе воспитанников наибольшие сокровища – душевность, человечность, порядочность. Оставили в истории педагогики свой неугасимый огонек любви к ребенку известные педагоги: Г. Ващенко, Л. Толстой, К. Ушинский, А. Макаренко, В. Сухомлинский.
Они не только посвятили жизнь благородному делу творения человека, но и доказали человечеству неопровержимую истину: каждый рождается на свет для того, чтобы оставить по себя след. Выдающийся польский педагог Януш Корчак во время Великой Отечественной войны погиб в Треблинке вместе с воспитанниками детского убежища, хотя фашистские палачи предлагали ему сохранение жизни. Чем, какими категориями моральных принципов можно измерить мужество и преданность делу этого человека? Не маловатым ли для этого будет даже слово “подвиг”?
Да, это что-то более высокое, недосягаемое. Во все времена существования человечества образ учителя ассоциируется с человеком, который несет огонек знаний, радость открытия нового, повседневную готовность к самопожертвованию во имя высокой идеи. Во многих произведениях писателей XIX в. изображенные герои, которые верили в хорошее начало в человеке, из которого прорастает могучий корень красоты.