За всю историю человечества, наверное, никогда так быстро не изменялся способ налаживания жизни, как в XX, а теперь – и в XXI веке. Бушующее развитие медиа, технического и научного прогресса, отвесные социальные изменения привносят в жизнь людей столько новинок, что иногда тяжело разобраться и по истиине оценить все плюсы и минусы нововведений. Так, появление всемирной виртуальной сети Интернет давно вызывает дискуссии уже не в профессиональной программистской среде, но и среди обычных Людей: пользователей, или “юзеров”, – так это называется на компьютерном жаргоне – и тех, кто далек от виртуальных развлечений. По обыкновению родители очень сдержанно и резко отрицательно относятся к увлечениям подростков. Что по обыкновению забрасывает в Интернет?
На мысль многих родителей и учителей, “сидение в Интернете” плохо влияет на воспитанность и нравственность подростков, приводит чуть ли не к деградации молодого поколения, плохо влияет на здоровье. Выступая в этом сочинении защитником, своеобразным “адвокатом Интернета”, я бы хотел разобраться со всеми “обвинениями”
поочередно. Начнем, наверное, с наиболее распространенного: некачественная информация портит вкусы подростков, снижает уровень нравственности и воспитанности. Но если разобраться, причина не в засоренности Интернета “плохими” фильмами, текстами и т. п., а в отсутствии дистанции к этим медиа – продуктам, в такой себе информационной вседозволенности.
С исчезновением пространственных границ, когда любая информация находится на одинаковом расстоянии, т. е. фактически на нулевом расстоянии, возникает проблема выбора. Одинаково легко попасть и на образовательный сайт или сайт музея, и на сайт сомнительно-развлекательный, набрал адрес в окошечке или задал нужные ключевые слова на поисковом сервисе, подождал несколько секунд – и вот тебе, имеешь то, что хотел. Значит, странствия в виртуальном пространстве не портят эстетичных вкусов, не снижают уровень духовности, а только обнаруживают уже существующие проблемы через неограниченный выбор, через неумение этот выбор сделать!
Да. Казалось бы, до таких нехитрых логических выводов мог бы дойти каждый, кто задумывался над новым увлечением молодежи, но все же до сих пор интернет пространство забрасывают “аморальностью”. Вспомним же, что спрос формирует предложение. Итак именно спрос на некачественные медиа – продукты приводит к тому, что их все больше и больше. С другой стороны, ропща на влияние новых компьютерных развлечений, взрослые временно забывают о тех неоценимых возможностях, которые дает их детям техническое развитие творчества – безусловно, каждый пользователь может высказать свою мысль на форуме, где часто обсуждаются серьезные проблемы, каждый может прислать статью или рецензию в так называемые электронные СМИ.
Тогда как опубликовать свою статью в обычной газете для юного журналиста часто немалая проблема. Общение – конечно да! Электронная почта или специальные программы дают возможность общаться в “режиме реального времени” с друзьями, которые находятся за тысячи километров от тебя.
Свободный доступ к работам или высказываниям единомышленников, свободный доступ к книжкам и музыке, возможность, не выходя из дома, посмотреть на коллекции музея или узнать больше о жизни любимых писателей. Все ни безграничные возможности и перспективы, включая, кстати, возможность дистанционного обучение языкам, должны радовать не только молодых “путешественников виртуальным пространством”, но и их родителей. Проблема вредного влияния Интернета сводится фактически к проблеме неумения избирать, нежелание усваивать информацию более сложную, чем новые компьютерные игры, “сенсационные новости” из жизни звезд или бессодержательные онлаин – конференции.
Мне все же хочется, чтобы человечество признало, что виртуальное пространство это не только средство, своеобразный инструмент, который, как и любое другое средство, может быть; использовано как ради саморазвития, так и в ущерб самому себе. Увлечение молодежи Интернетом, конечно, связано с определенными проблемами, но и проблемы должны решаться через воспитание ответственности за свои поступки и слова и в умении избирать полезное среди существующего, а не через ограничение доступа к электронной информации.