Второй новгородский богатырь – Василий Буслаев. Он известен только своей силой, буйством и разгулом. Это – несимпатичный богатырь.
В детстве мать отдала его учиться грамоте; он легко научился “пером писать”, читать и петь в церкви. Но наука не пошла ему на пользу, т. к., он еще смолоду стал проявлять свой буйный, неистовый нрав и сдружился с дурными людьми,
“Допьяна уж стал напиваться; А и ходит в городе и уродует; Которого возьмет он за руку, Из плеча тому руку выдернет”.
Делает это он не со злобы, а из озорства, из желания драться. Потом Василий, или Васька, как его часто называют в былинах, набирает себе дружину, заманивая к себе на службу обещанием всегда сладко есть и пить, без особого труда и работы, – другими словами: есть и пить награбленное. Набор дружины происходит следующим оригинальным образом Васька принимает желающих поступить к себе на службу на дворе,, где он поит их вином и испытывает силу приходящих к нему, нанося каждому страшный удар по голове “червленым вязом”, налитым до половины свинцом. Кто выдерживает это испытание, тот достоин
быть дружинником Васьки Буслаева. Первый его дружинник и сподвижник – Костя Новоторженин, удалой молодец, у которого от страшного удара по голове даже “кудри не шелохнулись”.
Таким образом набирает Васька Буслаев себе в дружину двадцать девять буйных молодцев, сам он – тридцатый. С этой дружиной Василий Буслаев предлагает Новгороду “биться о великий заклад”, но заклад – другого рода, чем Садко. Васька Буслаев предлагает всем мужикам новгородским драться с ним и его дружиной, кто кого одолеет? Начинается страшное побоище; Васька “уродует” и буйствует:
“Началась у них драка-бой великая…
Пошел Василий по Волх-реке.
И идет Василий по Волх-реке,
По той Волховом по улице.
С теми мужиками новгородскими
Он дерется, бьется день до вечера.
Прибили уже много до смерти,
Вдвое, втрое перековеркали,
А уж мужики покорилися,
Покорилися, помирилися”. Они цросят крестного отца Васьки, “Старчище-Пилигримище”, унять своего расходившегося крестника. Но когда Старчище-Пилигримище с церковным колоколом на голове является на место побоища, Васька и его убивает.
В описании этого страшного боя видно несомненное отражение знаменитых новгородских драк, происходивших часто после вечевых сходок, а вмешательство Старчища-Пили-гримища с церковным колоколом на голове напоминает вмешательство церковных властей, епископов и митрополитов новгородских, нередко приходивших разнимать и мирить воюющих.
Наконец мужики новгородские взмолились к матери Василия Буслаева, чтобы она “уняла свое чадо милое”. Матери удалось остановить Ваську: она зашла сзади и положила ему 1руки на плечи. Он оглянулся, остановился и похвалил мать за догадливость: “а то”, говорит, “если бы ты спереди зашла, я б и тебя убил”.
Этим Васька показывает, что в пылу сражения он совершенно забывается, увлекается: способен не разбирая, и мать убить.
Другая былина рассказывает о путешествии Василия Буслаева с дружиной в Святую землю, в Иерусалим.
“С молоду много бито, граблено,
Под старость надо душу спасать”. Но и в Святой земле Васька не оставляет своего “буйного обычая”. Приближаясь к Иерусалиму видит он на дороге человеческий череп, “пустую голову” и рядом – камень.
Он толкает ногой без всякого уважения “пустую голову” и прыгает через камень, не обращая внимания на слова мертвой головы, которая предсказывает, что тот, кто будет через этот камень скакать, сломит себе “буйную голову”.
Подойдя к Иордану, несмотря на общее уважение к святому месту, к реке, в которую благочестивые люди раз в год, в день Крещения, погружаются в одежде и с молитвою, – Васька без всякого благоговения со своей дружиной нагишом в Иордане купается.
Но наступает предел его разгульному буйству. Возвращаясь в Иерусалим, Васьма видит опять на дороге череп человеческий и рядом – роковой камень. Васька предлагает своей дружине скакать через камень, говоря, что он сам будет скакать задом.
Разбежался Васька задом, споткнулся, пал на камень и убился на смерть, “сломил себе буйную голову”. Дружина похоронила его подле мертвой головы.