Нина Заречная (Чайка Чехов)

Нина Заречная

Характеристика литературного героя

Нина Заречная – героиня комедии А. П. Чехова “Чайка” (1896). Жизненный прототип – Л. С. Мизинова (по мужу Шенберг-Санина; учительница, певица, в 1901-1902 гг. актриса МХТ). Литературный прообраз – Катя, героиня повести А. П. Чехова “Скучная история”.

Красота и сложность образа Н. Э. – в “реализме, отточенном до символов” (Вл. И. Неми-рович-Данченко). Ключевые образы пьесы (“озеро”, “чайка”, “луна”, “Мировая Душа”, “Театр”), повторяясь, варьируясь, окутывают героиню прихотливой игрой ассоциаций, сообщая ее образу “неуловимо-поэтическое содержание” (П. А. Марков) и в то же время символически выявляя тему избранничества и призвания Н. Э. Целое строится в драматургии Чехова как “симфония характеров, устремлений и настроенностей” (Дж. Гасснер).

Образ Н. Э., возникая на пересечении этих встречных эмоциональных потоков, “симфонизирует” их, объединяет в целостное образное единство. “Роль Нины для меня все”, – писал Чехов. Изменчивое, отражающее лунный свет и блеск

солнца озеро; полет чайки над ним; “странная” пьеса о Мировой Душе; атмосфера богемы с не менее странной откровенностью чувств и признаний; “романы в жизни” и “романы жизни”, превращаемые в материал для литературных сюжетов; сумрачное декадентство Треплева; капризы знаменитой артистки Аркадиной’, известный писатель, “любимец публики” Григории и записная книжка в его руках – все это влечет Н. З., волнует ее воображение, заставляет мечтать о славе, возбуждает надежды на иную, высокую и страстную жизнь. Артистический дебют Н. З. происходит на сцене летнего театра при свете луны над горизонтом, на фоне “колдовского” озера. Она не столько “сыграла” роль Мировой Души, сколько “высказалась” в ней, “свежо” и “наивно” выразив свой полет души и воображения.

Ее природная одаренность одушевила “сюжет из области отвлеченных идей”, окружила его атмосферой поэтической тайны. Лунный свет сменился блеском солнечного дня, и образ Мировой Души перестал волновать Н. З. Она отказывается понимать “символы” Треплева, которыми еще так недавно было полно ее сердце. Она с детским жадным любопытством тянется к Тригорину. Охваченная счастливым возбуждением, безотчетной радостью жизни, она доверчиво поверяет ему свои мысли о “наслаждении творчеством”, о “гордых и неприступных” творцах, “избранниках судьбы”. “Лунная” Н. З. вдохновила Треплева на создание образа Мировой Души. “Солнечная” – пробудила волнение души Тригорина, нечаянно подарив “сюжет для небольшого рассказа”. Уезжая, он обещает ей помнить этот “ясный день”, “светлое платье” и “белую чайку на скамье”. “Да, чайка…” – задумчиво произносит Н. З. в ответ.

Отъезд Тригорина и Аркадиной для Н. З. означает конец праздника, пробуждение от “сна”. Возвращение к “милой деревенской скуке”, к “пескариной жизни” для нее уже немыслимо, невозможно: “Я решила бесповоротно, жребий брошен, я поступаю на сцену”. За два года, прошедших с момента побега из дому, Н. Э. узнала, как “груба жизнь”. Она пережила за это время роман с Тригориным и разрыв с ним, смерть ребенка, актерские неудачи. “Особенная” жизнь Н. З. парадоксально срифмовалась с “бестолковой” жизнью Аркадиной. Настроение тревоги и душевной смуты предваряет последнее появление героини.

В осеннюю непогоду, когда на озере “громадные волны”, а театр стоит “голый, безобразный, как скелет, и занавеска от ветра хлопает”, Н. З. возвращается туда, где все начиналось: к озеру, к театру, к Треплеву. Она ничего не “вычеркивает” и не “отменяет” из прожитого. Все “перетекает” в душевный опыт художника: и чувства, “похожие на нежные, изящные цветы”; и любовь к Тригорину, “даже сильнее, чем прежде”; и сознание духовного родства с тургеневскими “бесприютными скитальцами”; и высокий настрой заново звучащего монолога Мировой Души…

За “сюжетом для небольшого рассказа” просвечивает, мерцает “сюжет из области отвлеченных идей”, связанный с внутренней жизнью Н. З., с ее верой в свое призвание и в свои душевные силы. “Томление о лучшем” (А. П. Скафтымов) роднит Н. З. с героями чеховской прозы (ср. “Учитель словесности”, “Три года”, “Моя жизнь” и пр.); с героинями “позднего Островского” (Негина, Лариса); а также героинями Г. Ибсена (Нора в “Кукольном доме”, Гильда в “Строителе Сольнесе”), М. Горького (Варвара Михайловна в “Дачниках”, Лиза в “Детях солнца”). Недоговоренность, волнующая недосказанность, незавершенность оставляют образ Н. З. открытым для различных толкований и в то же время позволяют говорить о нем как об образе, вобравшем в себя “основной, духовный лейтмотив” (К.

С. Станиславский) всего творчества Чехова. Первая исполнительница роли Н. З. – В. Ф. Комиссаржевская (1896). Среди других исполнительниц – М. Роксанова (1898), А. Г. Коонен (1944).

Образ Н. З. воплотила М. М. Плисецкая в балете “Чайка” на музыку Р. К. Щедрина (1979).


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)



Нина Заречная (Чайка Чехов)