В первой строфе стихотворения мы встречаем отрицание: “Нет, не тебя так пылко я люблю…” Но это отрицание одновременно содержит утверждение: “я люблю”. Вчитавшись в строфу, мы понимаем, что лирический герой стихотворения говорит о любви к конкретной женщине, но видит ее в двух ипостасях: молодую девушку с чистой душой, которую он любил в прошлом, в молодости, и женщину, которая блещет красой в светском обществе – юная девушка превратилась в опытную женщину.
Лирический герой стихотворения испытывает чувство любви к женщине, облик которой словно бы раздваивается в его сознании: ту, молодую, он продолжает любить, потому что мысль о ней связана для него с воспоминанием о его собственной молодости и душевной чистоте, о сердце, способном страдать. Подруга молодости, ставшая взрослой, служит для него только символом, мостом к чистоте и силе чувств, испытанных когда-то.
В произведениях Пушкина мы встречаем цельное принятие женщины – такой, какая она есть в настоящий момент. Чувство трагического раздвоения, может быть, впервые пережито и описано Лермонтовым.
Поэтическая
мысль в стихотворении
“Согласны ли вы с размышлениями литературоведа о том, что поэтическая мысль прошла три стадии: отказ от любви, погружение в себя, воспоминание о прошлом и о том, что перед нами – трагическая судьба лирического “я”?”
Этот вопрос представляет из себя краткий пересказ последнего абзаца аналитической статьи учебника, посвященной этому стихотворению (стр. 282). Содержание этого абзаца – вывод из предыдущих логических построений автора статьи. Исходный посыл этой статьи таков: “В этом стихотворении живого любовного чувства нет.
Точнее, оно отнесено к себе и к умершей возлюбленной…”.
В этом отрывке автор показывает глубинное непонимание смысла стихотворения “Нет, не тебя так пылко я люблю…”. Соответственно, все последующие построения, основанные на ложном тезисе, а также вывод, оказываются несостоятельными.
Судьбу же лирического героя, безусловно, можно назвать трагической, но на иных основаниях, нежели предлагает автор статьи.
С помощью какой лексики реализована идея трагической судьбы в стихотворении
Идея трагической судьбы лирического героя реализована с помощью высокой романтической лексики: пылко… люблю, красы твоей блистанье, прошлое страданье, молодость погибшую, долгим взором, таинственным… разговором, в устах, огонь угаснувших очей.