Неоромантизм во Франции

Стремление французских неоромантиков к созданию особого поэтического мира объясняет, почему они так часто обращаются к жанру “поэтической драмы”. Драма в стихах выступает наиболее адекватной формой выражения условно-поэтического восприятия действительности, свойственного им. Выстраивание особого поэтического мира позволяет удовлетвориться иллюзией в исследовании мира реального. “Воинствующая иллюзия” становится отправной точкой для формирования неоромантического взгляда на мир. Создание поэтического мира во многих случаях оказывается не самоцелью, а способом поместить в соответствующую обстановку весьма условного неоромантического героя. Проблема героизма и героической личности – главная проблема французского неоромантизма.

Неоромантики культивируют представление о героизме как внутреннем свойстве, которое может не проявляться в конкретных героических поступках. Такое понимание героизма ярко выражено в новелле Ж. Ришена “Дон Хозе Храбрый”, включенной в его сборник “Испанские рассказы”. Дон Хозе совершает все свои героические поступки

во сне, в то время как в обычной жизни он ничем не примечателен. Новелла заканчивается программной для ряда неоромантиков фразой: “Сид, вероятно, не был так храбр, как Дон Кихот”. Эта концепция в значительной степени определила типы характеров в ранних (неоромантических по существу) драмах Р. Роллана “Людовик Святой” и “Аэрт”, в которых можно найти ряд общих типологических черт с “Принцессой Грезой” и “Орленком” Ростана.

Однако уже в этих ранних произведениях Р. Роллан ставит проблемы, не свойственные французским неоромантикам. Его идеал – личность, опирающаяся на народ. В целом французский неоромантизм – это весьма аморфное явление.

Неоромантики стремятся занять, часто инстинктивно, среднее положение между натурализмом и символизмом, отвергая как нигилизм первого по отношению к духовному началу, так и нигилизм второго по отношению к материальному миру. Ослабевает острота критического отношения к действительности, свойственная В. Гюго; неоромантики в своем большинстве стоят на официальных или умеренно-либеральных позициях, их творчество, как правило, не противоречит правительственному курсу. Характерной чертой неоромантизма становится эклектизм.

Присущий романтизму начала XIX в. пафос нового исчезает. Однако к 90-м годам XIX в. вырисовывается общий характер французского неоромантизма как этико-эстетического протеста против антигуманного общественного строя, упадочной позитивистской философии, натурализма и декадентской литературы.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)



Неоромантизм во Франции