Термин “неоромантизм” появился еще в конце XIX в. Неоромантизм связан с традициями романтизма, но возникает в иную историческую эпоху. Это эстетический и этический протест против дегуманизации личности и реакция на натурализм и крайности декадентства. Неоромантики верили в сильную, яркую личность, они утверждали единство обыденного и возвышенного, мечты и действительности.
Согласно неоромантическому взгляду на мир все идеальные ценности можно обнаружить в обыденной действительности при особой точке зрения наблюдателя, иными словами, если смотреть на нее сквозь призму иллюзии.
У немецких и австрийских неоромантиков тема трагической судьбы художника, сталкивающегося с прозой жизненных обстоятельств, стала особенно популярной благодаря образу Лоэнгри-на в одноименной музыкальной драме Р. Вагнера. “Потомками” Лоэнгрина стали Тициан в драме Г. фон Гофмансталя “Смерть Тициана”, Петер Майский в одноименной новелле Р. Хух, мастер Генрих в драме Г. Гауптмана “Потонувший колокол” и другие неоромантические персонажи.
Неоромантизм в Бельгии. Ведущим
бельгийским неоромантикам свойственно изображение активной личности, создание героического характера (Ариана в драме М. Метерлинка “Ариана и Синяя Борода”, Эреньен в драме Э. Верхарна “Зори”); показ взаимоотношений героя и общества как сложных (отсутствие прямого противопоставления); оптимистическое мировосприятие; перенесение обусловленности персонажей из внешнего мира во внутренний, в мир души (“внутренний закон”); некоторая ограниченность в жанрах (основной жанр – драма); отказ от принципа “исторического колорита” как подменяющего принцип историзма, использование приемов условного (зачастую аллегорического) театра; отсутствие собственного неоромантического стиля, широкое обращение к трансформированному символистскому стилю.