Немецкая литература середины 18 века

С середины XVIII столетия немецкая литература вступает в новый этап своего развития. Медленный, но все же ощутимый экономический подъем, способствовавший становлению буржуазных отношений в стране, обострение общественных противоречий, вызванных Семилетней войной (1756-1763), открыли более широкие возможности перед просветительским движением, создали условия для новых форм выражения антифеодального протеста. Более чем когда-либо литература, проникнутая пафосом отрицания и надежды, становится политической трибуной. В наибольшей степени эти тенденции находят воплощение в творчестве Лессинга, писателя-борца, основоположника и теоретика просветительского реализма в национальной литературе.

Но Лессинг не был одинок в борьбе с косностью и рутиной, за утверждение того нового, что позволило бы немецкой культуре и искусству подняться до уровня достижений эпохи. Став, по словам Чернышевского, “отцом новой немецкой литературы”, он выступил “главным в первом поколении тех деятелей, которых историческая необходимость вызвала для оживления его родины”. Общественные и эстетические

позиции Лессинга существенно отличались от принципов таких его выдающихся современников, как Винкельман, Клопшток или Виланд. Писатель-реалист, он был принципиальным противником многих сторон поэтики классицизма, и потому в своих теоретических трудах нередко вступал в полемику даже с концепцией Винкельмана.

Но более непримирим Лессинг был к пиетизму Клопштока и его последователей, с одной стороны, и “гедонистической” лирике рококо Виланда – с другой. И все же творчество каждого из этих писателей было явлением сложным и развивающимся. Поэтому и Лессинг не подходил к ним “однозначно”, стремился найти в них то, что делало их его соратниками: в классицизме Винкельмана – высокий гуманизм и гражданский идеал, в одах Клопштока – реальные мотивы и мощное эпическое дарование, в прозе Виланда – смелую мысль и глубокую жизненную правду. Не менее сложным будет отношение Лессинга и к молодому поколению поэтов-сентименталистов, к складывающемуся движению “Бури и натиска”. Мыслитель-рационалист, он в философии “чувства и веры” прозорливо увидит опасность “рецидива” пиетизма.

Зато им будет поддержан боевой радикализм штюрмеров. В “эпоху Лессинга” немецкая просветительская литература вступает в зрелый период. Почти в каждом из ведущих литературных и художественных направлений чувствуется духовное возрождение. Под влиянием учения Винкельмана складывается оригинальное классицистское направление в изобразительном искусстве (Менгс, Тишбейн и др.)- Однако ведущим отныне становится реалистическое направление, осуществляющее диалектическое соединение разума и чувства, интеллектуальное и эмоциональное начала. Своей вершины реализм в литературе достигает в творчестве Лессинга, а з(атем Гете и Шиллера, влияние ко-торых и на другие виды искусства было огромным.

Особенно важное-значение имели попытки осуществления реформы и создания национальной сцены в Гамбургском и позже Веймарском театрах. Значительны были достижения в живописи (Д. Ходовецкий) и музыке (В. А. Моцарт). Говоря о “признаках жизни” в Германии с середины XVIII в.”, Ф. Энгельс обращал внимание на то, что помимо “военного искусства” общественное движение проявлялось “в литературе, в философии. и добросовестном, объективном научном исследовании”.

Если “в 1700 г.- еще варварство”, то в “1750 г. – Лессинг и Кант, а вскоре затем – Гете, Шиллер, Виланд, Гердер; Глюк, Гендель, Моцарт”.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)



Немецкая литература середины 18 века