Народное творчество и настоящее

Не буду выяснять, что такое народное творчество, потому что более-менее четкое определение этого понятия существует, хотя определения нет, потому жанровое разнообразие очень большое, а специфика развития того или иного жанра еще пестрее. Определений на сегодня существует много, и все они не охватывают глубинной сути народного творчества, ибо оно в некоторых своих жанрах старается быть консервативным (свадебные песни или другие, связанные, например, со Свят-вечером, Рождеством, крещением, похоронами т. п.). И все же в подавляющем большинстве народное творчество есть нечто особенное в общественной жизни. Возможно, для этого надо воспринимать его не как фольклор, застывший на страницах многотомных изданий, а как процесс, который вызывает к жизни определенные жанры, необходимые в тот или иной момент исторического развития.

Для примера хочу назвать такие жанры народного творчества, как анекдот, народная улыбка, свадьбы, пословицы, поговорки, прибаутки. Появился такой вид народного творчества, как городской фольклор. А я бы еще добавил студенческий фольклор, школьный, детский. С

одной стороны – это современное творчество, окрашенное современной лексикой, с другой стороны – это все-таки творчество, которое не имеет авторства и имеет множество вариантов, которые распространяются устно и в печатном виде. Вот примеры таких шуточных прибауток со школьного обучения: “Чтобы разделить дробь на дробь – надо есть белый хлеб”.

Или из уроков химии: “Аш два о плюс пшено, а добавить натрий хлор, – то и будет вам кандер”. Особенно меня поражает большой набор прибауток, направленных на воспитание культуры речи. Назначение этих прибауток – научить детей (а может, и не только детей) вежливо и правильно разговаривать, правильно использовать слова и не засорять язык, оберегать его от различных наслоений и грубой лексики. Мои наблюдения на каникулах в бабушкином селе. Проходит мимо группы людей некий парнишка и безразлично приветствуется: “Здравствуй!”.

И тут же немедленный ответ-поговорка: “Здоровье” – до коров, а к людям – “здравствуйте”. Частое и неоправданное употребление “ну” тут же будет прекращено замечанием: “Не запрягал, то и не Нукай, погонять не будешь”, и уже на совсем невежливо поздороваться “здрасьте” – получишь сразу: “Не засьте” (это значит: поздоровайся по-человечески) Или употребление слова “жалко” вместо “сожаление” вызывает такое замечание: “Жалко у пчелки”. И зря некоторые считают, что фольклор – это нечто историческое прошлое, хранящееся в фольклорных сборниках. Народное творчество живет, пока живет народ, который создает новые виды, жанры и реагирует на все общественные процессы, происходящие в Украине.

Надо только быть внимательным наблюдателем, а может, и исследователем. А в последнее время даже стали говорить о современном жаргонном языке. Это негативное явление стало завоевывать свое пространство в общении, особенно это свойственно подросткам. Уверен, что народная мудрость и здесь не замедлит – отреагирует соответствующим образом, чтобы искоренить это явление с нашей благозвучной и красивой речи.

Но это совсем другая тема.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)



Народное творчество и настоящее