Пожалуй, так я начну свое сочинение. Вы спросите, почему именно так? Постараюсь вам объяснить.
Седьмого декабря две тысячи седьмого года – самый для меня памятный, волшебный, сказочный день. Я была свидетельницей мира Красоты, который подарила мне акция “Музей. Музыка.
Дети”. Через синтез искусств, а это были в основном живопись и музыка, знакомилась я с основами языка изобразительного искусства в Национальной художественной галерее, совершила познавательную экскурсию по родному городу. Первый раз в жизни видела выступление солистов камерного оркестра Государственного Эрмитажа, слушала прекрасное исполнение музыкальных произведений: Алябьева, Чайковского, Вивальди, Мусоргского, Бородина и других. Это было кульминацией всей программы дня! Виртуозное исполнение артистов заполняло мое сердце и переносило то в лето (я даже встрепенулась от раскатов грома), то мне захотелось посидеть зимним вечером у камина (Вивальди “Времена года”).
А “Мелодия” Чайковского рассказала о самом глубоком чувстве – любви. Ведь только ею, только любовью держится и движется
не земле жизнь. Я надеюсь, что мне предстоит встретить свою любовь в жизни. А когда слушала Мусоргского “Бабу Ягу”, то мне показалось, что рояль “взовется”, вот как мастерски донес Олег Вайнштейн непростой характер сказочной героини.
При исполнении “Испанской серенады” Глазунова я представила образ страстной испанки, танцующей на сцене. Даже захотелось с ней пуститься впляс.
Зазвучала удивительная мелодия Алябьева редкостно пластичная…Впрочем, стоит давать какие-то определения? Лучше всех сказал о “Соловье” Чайковский. “Я не могу без слез слушать “Соловья” Алябьева!”
Сидела и тихонько подпевала:
Соловей мой, соловей,
Голосистый соловей,
Ты куда, куда летишь,
Где всю ночку пропоешь?
Но вдруг скрипка, а она (конферансье говорил, что ее сделал в 1714 году итальянский мастер Карло Тамони) стала издавать такие соловьиные трели, что я невольно начала искать соловья на сцене. И что вы думаете? Я нашла Соловья! Он сидел на ветке цветущей благоухающей вишни! “А как может оказаться весенняя вишня на сцене?
Фантастика!” – подумали вы. “Ничего подобного. Никакая это не фантастика (скажу я вам, Соловей-то сидел на вишневой ветке картины Елены Антипиной “Вишня цветет”!) А скрипачка стояла рядом с этой картиной. Вот чудеса!
Ведь картина “запела”, заблагоухала, а соловей все пел и пел…
Мне захотелось побольше узнать о “Соловье”, теперь уже “моем соловье”, в автобусе (когда ехали обратно в интернат). Мне слышалась мелодия, пение соловья, виделся весенний цветущий вишневый сад…На другой день я у своей учительницы литературы спросила, где можно почитать о стихотворении Дельвига “Соловей”, музыка Алябьева. Конечно, я удивилась, что композитор создал волшебную музыку в тюремной камере, куда он попал без вины виноватый, когда его любимую Екатерину Александровну Римскую-Корсакову насильно выдали замуж. В самый разгар судебного разбирательства написан прекрасный третий струнный квартет, в основу третьей части которого – адажио – положена мелодия романса “Соловей”.
Теперь это тема станет для него символом тоски, неволи, разлуки. Истина реального страдания естественно выплеснулась глубокой искренностью, художественной правдой. Ой, извините, я совсем отвлеклась от темы своего сочинения.
То, о чем я прочитала и узнала благодаря “Соловью” совсем другой рассказ. Побывав на концерте камерного оркестра, я поняла, что многое может выразить, о многом может рассказать музыка. Она погрустит и порадуется вместе с нами, нарисует нам прекрасные картины природы, передает нам сильные тончайшие оттенки человеческих чувств и настроений.
Но музыка говорит своим особым языком, и для того, чтобы понять этот язык, нужно уметь вслушаться в него, привыкнуть к нему.
Хочется верить, что музыкальные произведения войдут в сердце, станут близкими друзьями, без которых скучаешь, когда долго не слышишь, которые помогают жить, радуют и волнуют. Существует пословица “Любая дорога, даже самая длинная начинается с первого шага”. Мне очень приятно осознавать, что концерт, посещение галереи, экскурсия по городу – вся благотворительная акция “Музей.
Музыка. Дети” – это первый шаг по большой и увлекательной дороге познания, красоты. А красота пусть спасет мир от зла, грубости, несчастий.
Давайте наполним музыкой сердца…
P. S. Хочу выразить свое огорчение, что у нас в интернате каждый год уроки музыки вели разные учителя, а в этом учебном году она вообще не преподается. Один ответ: нет преподавателя музыки. О музыкальной школе нечего и мечтать: никто из нашего интерната не обучается в ней, хотя она находится совсем рядом с нашей школой. Там обучаются только дети, у которых есть папа и мама.
Так что огромное вам спасибо за приобщение к миру настоящего искусства, музыки.
Тихомирова Евгения
(Советская школа-интернат)