Просыпаясь в современном многолюдном городе, человек не слышит птичьего щебета, шелеста зеленой листвы за окном, шороха дождевых струй по крыше. Все, что он может видеть, это солнечный свет в ясную погоду, который властно пронзает плотные шторы и проникает в душную комнату. А потому городской человек, попадая в непривычную атмосферу размеренной жизни русской деревни, чувствует себя словно не в своей тарелке – отсутствие суеты, непрерывного монотонного гудения различных видов транспорта, в которые периодически врывается пронзительный вой сирен спецавтомобилей.
С другой стороны, тот, кто родился, вырос и остался навсегда в деревне, привыкает к тому, что его окружает природа. Он настолько привыкает к этому, что перестает обращать внимание на то, как журчит ручей, как летят журавли, как раскрываются почки на деревьях, как ласточки строят свои гнезда, как дятел стучит своим маленьким клювом по дереву, как плещется в озере рыба. А ведь некогда все мы – и горожане, и деревенские – были неразумными детьми матери-природы.
Природа всегда была неотъемлемой частью творчества
писателей и поэтов, художников и композиторов, служила им источником вдохновения. Н. Гоголь и И. Тургенев, Л. Толстой или Ф. Достоевский детально выписывали природные пейзажи в своих произведениях. Они чувствовали незримую прочную связь между природой и внутренним миром человека.
У каждого великого творца природа принимает самое непосредственное участие в действии, играет незаменимую роль в построении сюжета, неотделима от характера главных персонажей. По-мальчишески задорно и беззаботно радуется весеннему ясному небу Аркадий, проезжая с отцом по имению; раскинув руки, лежит тяжело раненый Андрей Болконский под опрокинутым в вечность небом Аустерлица; под гнетущим, душным, желтым, пыльным небом Петербурга задыхается Родион Раскольников.
С самого детства входят в нашу жизнь и завораживают чистыми чувствами, ясными и красивыми образами стихи Ф. Тютчева:
Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом…
Тайную “душу” природы, ее скрытую жизнь и могучую силу поэт стремится понять и запечатлеть во всех проявлениях. С удивительной любовью и нежностью Тютчев создает незабываемые поэтические картины осени, весенней грозы, летнего вечера, утра в горах, чародейки-зимы. Поэт оживляет и одухотворяет природу, полную глубокого значения, в которой все говорило с ним “понятным сердцу языком”:
Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик –
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык…
Нужно было обладать поразительной наблюдательностью и поэтическим талантом, чтобы найти такие художественные образы и сравнения, какие находит в своих стихах Тютчев, через описание природы передавая человеческое настроение и без остатка растворяясь в ней:
Тени сизые смесились,
Цвет поблекнул, звук уснул –
Жизнь, движенье разрешились
В сумрак зыбкий, в дальний гул…
Мотылька полет незримый
Слышен в воздухе ночном…
Час тоски невыразимой!
Все во мне, и я во всем!
Человек, сочинивший такие стихи, мог только с благоговением относиться к природе. Я думаю, что те, кто воспитывался на них, воспринимали природу с тем же почтением и уважением.
Но в XX веке гармония “цветущего мира природы” нарушилась из-за неразумной и бездумной деятельности человека. И вот уже любование и восхищение природой сменяются потребительским отношением к ней. И результаты не замедлили сказаться: исчезли и исчезают целые виды животных, вымирают растения, пересыхают реки.
Венец творения природы – человек – превратился в злейшего врага своей матери. Не задумываясь о последствиях, он несет боль и страдание безмолвным обитателям планеты, которая принадлежит не только ему.
“Успехи науки не должны опережать совершенствование нравов”, – еще в конце XIX века предостерегал французский писатель Жюль Верн. В XX веке русский поэт Е. Евтушенко высказался в более категоричной форме: “прогрессы реакционны, если рушится человек…”.
В настоящее время мы научились придумывать красивые лозунги о том, что, сохраняя Землю, мы сохраняем прежде всего себя. Но мы еще не научились способствовать собственной планете в ее нормальной жизнедеятельности. Мы вступили в XXI век и должны помнить о том, что чистых рек и озер, дикого леса, нераспаханных степей, зверей и птиц с каждым годом становится все меньше и меньше, что, преобразуя природу, нужно думать о каждой травинке, о каждой букашке, речке и аисте, цветке и пчеле.
Только тогда природа одарит нас своей красотой и богатством, а в человеке сохранится истинный человек.