Музыка сопровождает нас в течение всей жизни. В младенчестве мы слушаем колыбельные, которые поет нам мама, в детском саду разучиваем веселые и забавные песенки. Позже у нас появляются свои вкусы, музыкальные пристрастия: кто-то “фанатеет” по рок-группам, кто обожает “попсу” или эстраду, кто-то любит джаз.
Музыка доносится из открытых окон, звучит в транспорте, вырывается из телевизора. Часто какие-то мелодии связываются в нашем сознании с важными событиями, печальными или радостными. И музыка становится частью нашей души, всего нашего существа, способной вызвать в нас боль и чувство счастья.
Да и сама по себе, без связи с событиями из нашей жизни, музыка способна передавать различные эмоции и находить отклик в человеческих душах. Я считаю, что она способна сделать человека лучше и чище, потому что способна заставить его заплакать. Я очень люблю музыку и слушаю ее почти постоянно: дома, на улице, даже в школе.
Она повышает мне настроение, помогает отгородиться от каких-то проблем и неурядиц, просто почувствовать красоту жизни, радость от того, что я живу, дышу воздухом,
могу слышать, и видеть, и чувствовать. О влиянии музыки на душу человека написано много произведений. Одним из самых ярких, на мой взгляд, является рассказ В. Набокова “Музыка”. Сюжет рассказа совсем прост, можно сказать, что он представляет собой небольшой эпизод из жизни героя.
По времени и по действию этот эпизод совсем незначителен. Но по количеству чувств, эмоций, который переживает герой, он может быть равен целому насыщенному роману. Главный герой “Музыки” – Виктор Иванович – приходит в гости на музыкальный вечер. Он проходит в гостиную, где играет некий Вольф, которого все считают талантливым исполнителем. Герой не понимает и не чувствует музыки, исполняемой пианистом.
Автор говорит, что он знал “дюжину распространенных мотивов”, а всякая музыка, которую он не знал, “была как быстрый разговор на чужом языке”: “тщетно пытаешься распознать хотя бы границы слов, – все скользит, все сливается, и непроворный слух начинает скучать”. От скуки Виктор Иванович начинает рассматривать самого Вольфа, то, как меняется его состояние, когда он играет. Описание это малопривлекательно.
Шея у Вольфа раздувалась, “распяленные” пальцы напрягались, руки мяли податливую клавиатуру. Складывается такое ощущение, что играет не творец, а ремесленник. Да и описание внешности Вольфа не вызывает симпатии: заостренный нос, след фурункула на шее, светлые, как пух, волосы. Изучив Вольфа, взгляд Виктора Ивановича переносится на гостей.
Он находит знакомые лица, здоровается с ними кивком головы. Голову героя заполняют досужие мысли. Виктор Иванович скучает и с трудом дожидается окончания музыкального сеанса. Но вдруг взгляд героя натыкается на его бывшую жену. Состояние Виктора Ивановича моментально меняется.
Его организм, его душа и сердце начинают исполнять свою музыку, наперекор музыке Вольфа: “Откуда-то снизу, как кулак, ударило сердце, втянулось и ударило опять, – и затем пошло стучать быстро и беспорядочно, переча музыке и заглушая ее”. С этого момента Виктор Иванович живет в мире своих воспоминаний, в мире счастья и боли. Ретроспективная композиция произведения помогает нам погрузиться в этот мир.
Набоков очень точно и психологически тонко передает состояние героя. Виктор Иванович до безумия любил и любит свою бывшую жену. Он лишь мельком взглянул на нее, успел заметить только бледность щеки, темный завиток волос, ожерелье, но в его памяти уже вспыхнула вся она, с огромной силой вспыхнула любовь.
Набоков виртуозно замечает: “…эта мгновенная смесь блестящего и темного была уже тем единственным, что звалось ее именем”. Далее писатель погружает нас в интимное пространство героя, в его личные, столь дорогие, воспоминания. Здесь инициативу рассказчика писатель передает своему герою.
В сознании Виктора Ивановича всплывает первая ночь после их свадьбы. Шел сильный дождь. Герой были счастливы.
Как подходило слово “счастье” к утреннему морскому пейзажу, к состоянию эйфории, которое испытывал Виктор Иванович. Набоков-художник предлагает нам свое образное впечатление от слова “счастье”. Оно “плещущее слово, такое живое, ручное, само улыбается, само плачет”.
Получается, что “счастье” – это не только радость, но и печаль. По отношению к судьбе героя – это правда. Виктор Иванович иногда возвращается в реальность. Его голос перемежается с голосом Набокова-рассказчика. Он видит все те же руки Вольфа, слышит звуки, которые для него не складываются в музыку.
Все внимание героя сосредоточено на любимой им женщине. Но ее не удается увидеть. В рассказе чувство Виктора Ивановича уподобляется музыке.
Неслучайно, когда мелодия, исполняемая Вольфом, подходит к концу, герой вспоминает его разрыв с женой, ее признание в измене. По мнению Набокова, тонкого знатока искусства и человеческих характеров, сильная любовь сродни талантливому музыкальному произведению. Она так же имеет свое начало, кульминацию и, к сожалению, развязку, конец, “облако пыли, ужасную весть”. Пусть герой не понимает музыку звуков, но ему доступна другая музыка – чувств.
Поэтому Набоков сравнивает Виктора Ивановича и Вольфа. Последний все свое усердие вкладывает во внешние эффекты: надулась шея, пальцы лупят по клавишам. Виктор Иванович же внешне остается беспристрастным и скучающим.
Но внутри у него разворачивается целая увертюра, симфония, опера, “Молитва Девы” и “Крейцерова Соната”. Таким образом, музыка уподобляется писателем чувству любви, она помогает почувствовать всю полноту эмоций, раскрыть чувство героя полностью, до конца. Музыка – часть нашей души.
Она рождается где-то в глубинах человеческого существа, в глубинах Вселенной и, выходя наружу, преобразует этот мир. Музыка способна сделать его лучше, чище, светлее, напомнить нам о том, что мы люди, о том, у нас есть душа, о том, что мы достойны счастья.