Любим Торцов
Характеристика литературного героя ЛЮБИМ ТОРЦОВ – герой комедии А. Н. Островского “Бедность не порок” (1853, первонач. назв. “Гордым бог противится”). Духовный облик Л. Т. стал центром критико-публицистической полемики вокруг пьесы. Славянофилы расценили его появление как “новое слово” в искусстве, связанное с раскрытием национального идеала. Восклицание героя “Шире дорогу – Любим Торцов идет!” стало для них символом победы национальных начал в искусстве. “Демократическая” критика отнеслась скептически и к чрезмерной восторженности славянофилов, и к моральному пафосу образа Л. Т. Промотавшийся брат богатого купца, Л. Т. ходит по городу “скоморохом”, по копеечке собирает, “шута из себя разыгрывает”.
В отместку выгнавшему его брату Гордею Л. Т. “созорничал”: пошел да с нищими стал у собора, осрамил брата “на весь город”. На святках, когда “на улице праздник, у всякого в доме праздник”, острее чувствуется одиночество Л. Т, душа которого “иззябла”. Горькое шутовство Л. Т, необходимость паясничать
за кусок хлеба делают его “юродивым поневоле”. В поведении Л. Т. прослеживаются черты сознательного социального самоуничтожения, роднящие его с юродивыми Древней Руси.
Его “обветшалый бурнус” сродни “худым ризам”, в которых юродивые, “ругался миру”, обличали ничтожество здравого смысла и практических нужд перед ликом Божьей правды. О ней помнит Л. Т, когда восклицает: “И моя слеза до неба дойдет!” Л. Т. никому не желает и не делает зла, “не заедает чужой век”, сочувственно и любовно относится к хорошим людям, гневно-презрительно – к забывшим стыд и совесть. “Изверг естества”,- говорит он об Африкане Коршунове, утратившем в себе образ Божий. Ключом к образу Л. Т. является его страстный монолог, в котором он просит брата не губить счастья дочери и выдать ее замуж по любви за бедного приказчика Митю. В результате вмешательства Л. Т. “злодей” Африкан посрамлен, загордившийся брат “приведен в рассудок”, бедные влюбленные соединились.
Слова жены Гордея раскрывают смысл происшедших событии и роль в них Л. Т.: “Люби-мушка Снял ты с нашей души грех великий, не замолить бы его нам”. Л. Т. не просто падший человек. Важнейшая черта его личности – сознание своего падения.
В образе Л. Т. Островский раскрывает глубоко национальную черту русского характера: способность низко пасть, но не потерять при этом нравственную чистоту, в самом падении сохранить способность различения добра и зла. Комедия Островского, написанная в русле традиций народного театра, достаточно бесхитростна. Почти притчевый сюжет, однокра-сочность характеров, четко разделенных на “гордых” и “смиренных”, благополучный финал напоминают о старинных жанрах “слезной комедии” и народной мелодрамы. Но образ Л. Т. явился исключением.
Островский создал его по законам реалистического искусства и тем самым сделал комедию значительным событием в истории русского театра. Воздействие образа Л. Т. ощутимо сказалось в творчестве Ф. М. Достоевского (Мармеладов в романе “Преступление и наказание”) и Л. Н. Толстого (Федя Протасов в драме “Живой труп”). Первый исполнитель роли Л. Т.- П. М. Садовский (1854), которому Островский посвятил комедию.
Среди других исполнителей – В. В. Самойлов (1854), М. С. Щепкин (1855), П. В. Васильев (1861), А. А. Остужев (1934).