Уже в ранних стихотворениях Лермонтова звучат главные мотивы его творчества: ощущение своего избранничества обрекающее поэта на непонятность окружающих и одиночество. В раннем творчестве Лермонтова тема одиночества раскрывается в традициях романтизма. Позже в стихотворении “Стансы” появляется новое осмысление этой Я к одиночеству привык, Я б не умел ужиться с другом,
Ни с кем в Отчизне не прощусь Никто о мне не пожалеет! Одиночество лирического героя принято им самим добровольно как естественное состояние души Тема одиночества приобретает у Лермонтова своеобразный оттенок – изгнания, странничества.
Мир отвергает героя, но и герой уходит от мирз; ни дом ни отчизна не дают ему успокоения: Изгнаньем из страны родной Хвалюсь повсюду, как свободой. Тема изгнанничества является центральной в стихотворении “Тучи”. Образы тучки, облака или волны у Лермонтова – символы свободы и беспечности.
Лирический герои стихотворения несвободен и подавлен. Он сравнивает себя с тучками: они “вечные странники”, а не изгнанники Поэт иронично называет их тоже –
изгнанниками”. Обращение к тучам нежное – “тучки”, а название всего стихотворения обобщеннее и символичнее – “Тучи”.
Тучкам “наскучили нивы бесплодные”, а для лирического героя это “милый север – Стихотворение очень динамично благодаря резкому переходу от сопоставления к противопоставлению Большое количество риторических вопросов выражают сомнения тоску лирического героя, его бесконечное одиночество В лермонтовском творчестве объединяются темы одиночества и свободы. В стихотворении “Желанье” лирический герой просит сначала как будто только временной свободы: Дайте раз на жизнь и мне волю,
Как на чуждую мне долю. Посмотреть поближе мне А в стихотворении “Узник” мечты героя ограничены желаниями сладко поцеловать “красавицу младую” и улететь на коне “в степь, как ветер”. Свобода теперь представляется единственной ценностью в жизни. Но смысл стихотворения в непреодолимости судьбы, а невозможности обрести свободу:
Одинок я – нет отрады стены голые кругом. Эта тема развивается в балладе “Пленный рыцарь”. Побежденный рыцарь томится в неволе. Понимая, что он не может сам выйти на свободу, рыцарь даже не ждет сверхъестественной помощи:
Нет на устах моих грешной молитвы. Нету ми песен во славу любезной. У рыцаря теперь каменные панцирь и шлем, который ему “голову давит”, “шлема забрало – решетка бойницы”, щит – дубовые двери темницы”.
Заканчивается стихотворение появлением образа смерти – трагической развязки. Смерть, как приедем, подержит мне стремя: Слезу и сдерну с лица я забрало! Смерть выступает в роли оруженосца, слуги.
Лирический герой одерживает хоть и горестную, но моральную победу. Период “безвременья” 40-х годов XIX века, особенности личности самого поэта, наложили отпечаток на содержание и настроение лирики Лермонтова, в которой, по словам В. Г Белинского, “.нет пушкинского разгула на пиру жизни”. Таким образом, мы видим, что мотивы одиночества преобладают в творчестве М. Ю. Лермонтова. Несмотря на то, что поэт был одним из образованнейших людей эпохи, он не находил понимания у представителей своего сословного круга.
Лермонтов отличался независимостью в суждениях, с негодованием высказывался о власти. Все это нашло отражение в его творчестве.