Историческая эпоха конца XVIII – начала XIX века отличается особой сложностью. В это время уже явственно проявляется кризис феодализма, постепенно усиливаются капиталистические тенденции, что приводит к обострению классовых противоречий. Отечественная война 1812 г. в особенности содействовала пробуждению политического и национального самосознания.
Главным ее героем был простой народ – солдаты, ополченцы, партизаны. Однако народ-победитель остался народом-рабом. В понимании социальной несправедливости, в отсутствии политических свобод заключаются истоки декабристских настроений и последующего декабристского движения.
Первые тайные общества возникли после победы над Наполеоном. Так от 1812 г. протягивается прямая нить к 1825 г.- восстанию декабристов. Именно эти две даты – 1812 и 1825 – многое определили в политической, общественной, культурной жизни России первой четверти XIX в. Что касается русских писателей, то о характере мировоззрения и творчества почти каждого из них можно судить – до тому, как они отнеслись к этим наиболее крупным событиям русской жизни.
Декабристские
взгляды оказывались в ряде случаев привлекательными и для таких людей, которые не принимали прямого участия в политической борьбе. Многие представители дворянской интеллигенции испытывали на себе влияние декабристской идеологии, хотя и не входили в те или иные тайные общества.
В начале XIX в. классицизм – наиболее влиятельное в XVIII в. литературное направление – уже утрачивает характерные для него в недавнем прошлом прогрессивные черты: гражданско-просветительский и государственно-патриотический пафос, утверждение всемогущего человеческого разума, критическое отношение к деспотизму. Стало очевидно, что классицизм уже сыграл свою историко-литературную роль, превращаясь постепенно в убежище для реакционеров и эпигонов. Все больше влияния приобретал сентиментализм, утверждавший свои идейно-эстетические позиции в полемике с классицизмом.
Однако было бы неправильно полагать, что историко-литературное развитие шло однолинейно: от классицизма к сентиментализму, затем – к романтизму и т. д. В действительности эволюция направлений и стилей была более сложной. На каждом этапе литературного развития обычно одновременно сосуществуют несколько литературных направлений, находясь в сложном взаимодействии, I! чем-то притягиваясь, но чаще всего отталкиваясь. Разумеется, какие-то литературные явления в данный момент могут восприниматься уже как устаревшие, какие-то – набирающими силу. Однако возникновение и укрепление одного направления не отменяют автоматически предыдущего.
Так, некоторые традиции классицизма, особенности его поэтики проявлялись в творчестве поэтов-декабристов и Пушкина в соответствии с теми творческими задачами, которые они ставили перед собой.
Что же касается сентиментализма, то он, несомненно, в условиях русской действительности начала XIX в. представлял собою шаг вперед в историко-литературном развитии. В отличие от классицистов писатели-сентименталисты преимущественно обращали внимание на личность человека, его внутренний мир. Отсюда появление в сентиментализме нового героя – обыкновенного человека, изображенного в обстановке более простой, обыденной жизни. Это было связано с осознанием собственного достоинства личности, со стремлением к духовному раскрепощению, к личной свободе.
Даже такое понимание свободы (при всей его ограниченности) имело прогрессивное значение в условиях подавления личности сословно-крепостническими отношениями.
Идея свободы проявлялась и в самих принципах художественного творчества. Вместо классицистических догм, обязательных правил, порожденных рационализмом, рассудочностью просветительской эстетики, сентиментализм провозглашает свободу от любой сковывающей фантазию художника нормативности, провозглашая право писателя на выражение в искусстве своей авторской индивидуальности. Отсюда появление в сентиментализме новых жанров, способствующих выражению авторского “я” (дневник, Письма, путешествия), развитие прозы, дающей большую возможность для передачи сложного мира душевных переживаний человека, и т. д.
Таким образом, поэтическая свобода, которую так настойчиво отстаивали сентименталисты, ассоциировалась в конечном счете с идеей свободы личности – если не в политическом смысле, то, во всяком случае, в смысле психологическом, нравственном, моральном. В этом отношении показательно решение сентименталистами темы парода. Начиная с Н. М. Карамзина, на творчество которого ориентировались его многочисленные последователи, утверждается идея равенства народа и господствующих классов – но преимущественно лишь в моральном аспекте.
Гуманизм писателей карамзинистского лагеря был социально ограничен, однако и ему нельзя отказать в злободневности и исторической прогрессивности.
Идеальный образ героя мыслился сентименталистами, как правило, вне цивилизованного общества. Они основывались на традициях Ж. Ж. Руссо, утверждавшего решительное превосходство простой, естественной, “природной” жизни над цивилизацией. С этим связан, с одной стороны, интерес к фольклору, в котором, по их мнению, наиболее полно выражались природные человеческие чувства и переживания, а с другой – влечение к таинственному, неизведанному не только в психике человека, но и в окружающей его среде. Отсюда возникновение в творчестве сентименталистов подчеркнутого интереса к фантастике, миру ужасов, идеализация средневековья и т. д.
По целому ряду идейно-эстетических признаков сентиментализм подготавливал утверждение романтизма в литературе, что дало основание ряду исследователей назвать это литературное направление предромаитизмом.
Новые тенденции, проявившиеся в русской литературе на рубеже XVIII-XIX вв., не могли не вызвать оживленной полемики. Наглядным ее выражением стал спор о литературном языке.