Рубеж веков ознаменован переходом от зрелых форм барокко и классицизма к литературе рококо и Просвещения.
Просвещение в литературе было подготовлено писателями конца XVII – начала XVIII века. Наиболее значительным предвестником нового движения общественной мысли был Пьер Бейль (Bayle, 1647-1706). Этот известный ученый вынужден был покинуть родину из-за преследований со стороны церкви. В Голландии он написал свой основной труд – “Исторический и критический словарь” (“Dictionnaire historique et critique”, 1697). В эту книгу вошли статьи о различных религиозных вопросах и обширные комментарии к статьям (наиболее полное издание “Словаря” занимает 20 томов).
В статьях звучало сомнение в истинности религиозных догматов, в комментариях же часто высказывались прямо атеистические идеи. Просветители высоко ценили “Словарь” Бейля. Его принципы послужили основой для создания “Энциклопедии” – главного труда французского Просвещения.
Иная линия представлена в творчестве Кребийона-старшего – от классицизма к предромантизму, причем это движение столь раннее, что позволяет
сделать вывод о более раннем возникновении первых признаков предромантизма, этого антипросветительского по своему духу культурного феномена, одновременно с Просвещением, а не после него.
В творчестве его сына, Клод-Проспера Жолио де Кребийона-младшего (Crеbillon, 1707-1777) заметно другое движение – от классицизма в сторону рококо, в его романах (“Заблуждения сердца и ума”, 1736; “Софа”, 1742; и др.) в духе рококо обрисовано падение нравов аристократии.
Переходные явления на рубеже XVII-XVIII веков могут быть проиллюстрированы на примере знаменитого эстетического спора “древних” и “новых” и творчества Шарля Перро, создателя знаменитых сказок.