Рубеж XIX-XX вв. – начало Новейшего времени, которое стало эпохой перехода от региональных культур к общемировой культуре, эпохой расцвета цивилизации, но также временем мировых войн и революций.
Периодизация. Новейшее время включает в себя три периода: рубеж XIX-XX вв. – переходный период в истории культуры; собственно XX в. – период стабилизации социокультурного и литературного процесса; рубеж XX-XXI вв. – переходный период в развитии культурного и литературного процесса сегодняшнего дня.
Социокультурные факторы эпохи. Можно выделить следующие наиболее значимые социокультурные факторы Новейшего времени: начало перехода от индустриальной к информационной цивилизации; выход на историческую арену прежде бесправных и необразованных слоев общества, наций, стоявших у обочины истории; успехи образования, приведшие к качественному скачку в формировании читательской аудитории; глобализация и тотальная переоценка ценностей; качественное усиление значения коммерции и моды в культуре; исключительно важная роль средств массовой информации, компьютеризации в развитии
цивилиза-ционных процессов.
К этому периоду относится формирование мирового литературного процесса как единого целого; контраст интеллектуализации и иррационализации, психологизации и дегуманизации, эстетизации и дисгармонизации, экспериментаторства и обращения к традициям многовекового культурного наследия в парадигме художественной литературы “культурного запроса” (“концептуально-авторской”, если ее рассматривать с точки зрения автора, литературы как творчества); противостояние этой парадигме ее антипода – литературы “массового спроса” (литературы как ремесла, литературной индустрии) с ее ориентацией на коммерческий принцип, развлекательность, использование готовых схем и клише, однозначность, сенсационность, потребительскую психологию читателя (эти парадигмы развиваются параллельно и, несмотря на свое противостояние, постоянно взаимодействуют).
Отличительные черты литературы рубежа XIX – XX вв. Рубеж XIX – XX вв. – переходный период в мировом литературном развитии.
В 1827 г. Гете в разговоре со своим секретарем Эккерманом впервые отметил, что начинает складываться всемирная литература.
На рубеже веков эта отмеченная Гете тенденция становится ведущей. Второй промышленный переворот и интернационализация духовной жизни – факторы глобального характера. Формирование мировой литературы выражается в усилении взаимодействий крупнейших литературных регионов – Европы, США, Востока, России, вхождении в их число Латинской Америки.
Все это приводит к необходимости по-новому описывать историю литературы: не по региональному, национальному признаку, а в соответствии с получившими международное развитие и признание направлениями (течениями, школами).
Среди отличительных черт периода в первую очередь нужно выделить мозаичность картины литературной жизни, которая проявляется во множественности направлений, течений, школ, отсутствии магистрального направления, открытости границ различных художественных систем, множественности влияний и традиций; а также расширение литературной “географии” (включение в европейский литературный процесс литератур Скандинавии, славянских народов, “возвращение” итальянской и испанской литератур и др.).
Новые “континенты” в “географии” всемирной литературы. Преодоление региональности отражается на освоении Востоком и другими регионами, раньше закрытыми для европейского влияния, крупнейших достижений европейской литературы. В то же время и европоцентристское сознание начинает расширяться, осваивать творчество писателей разных эпох и литератур, в том числе неевропейских.
В качестве примера можно назвать вхождение индийской литературы, прежде всего творчества Р. Тагора, в мировой литературный процесс.