Все сведения о жизни и культуре запорожских казаков можно подчерпнуть из летописаний, где речь идет главным образом о войнах и походах, общественном и культурном строе жизни. Писали летописи сами казаки.
С давних времен на местности Киевской Руси, а потом Украины священное ремесло летописца было подвластно лишь монахам. Возле истоков целой плеяды монахов-историков стоит могущественная фигура монаха Киево-Печерской лавры Нестора Летописца. В Украине эпоха Нестора и его продолжателей изменилась потом на казацкое летописание.
Казацкая старшина, которая получила образование и дома, и в иностранных университетах, осуществила переворот в летописании – переход от летописей к научным историческим произведениям.
Казацкие летописи являются свидетельством деятельности прежде всего казацкой верхушки. Но и широкие массы казацкого народа, “казацкая голытьба”, не были немыми. Кроме того, именно они становились главными творцами истории, они еще оставили после себя свои “исторические произведения”.
Хватало в Украине конца XVII ст. и книжек. Несмотря на военные
тяжелый времена, в стране действовало 13 типографий: из них девять украинских, три польских и одна еврейская. Писатели писали химерическим барочным стилем, пользуясь искусственным церковнославянским языком, далеким от тогдашнего разговорного.
В произведениях светских авторов, наоборот, была тенденция использовать народной язык и ставить конкретные вопросы.
Относительно церковной жизни Украины во времена казачества, то основу его составляло православное христианство. Вера на Сечи была единой, католики же и особенно, униаты считались врагами. Движущей силой православного возрождения Украины была древняя Киево-Печерская лавра, материально поддерживаемая зажиточной казаческой верхушкой и богатыми православными шляхтичами.
Ощутимое влияние обозначилось на развитии искусства Украины, в том числе и на народной живописи, которая приобрела распространение в Запорожье. Длительное время он развивался в пределах иконописи. Народные художники-иконописцы понемногу освобождались от канонов византийской иконописи; их иконы обозначались объемностью форм, применением ярких красок и главное – изображением на иконах людей – современников иконописцев.
Распространилась в Украине традиция выполнения икон в стиле “Запорожской Покровы”: там на иконах рядом с казаками изображали также военные клейноды запорожцев.
Светская живопись того времени воспроизведена в народных картинах с изображением казака Мамая, которые украшали тогда каждый крестьянский и казацкий дом. Кобза, которую держал казак, символизировала народную историю и мечты, конь – его волю, дуб – его могущество. Часто на этих картинах можно увидеть копье с казацким флажком, а также штоф и рюмку.
Это были вещи, связанные со смертью казака – копье относилось на место погребения, штоф и рюмка ложились в могилу, и напоминали они о скоротечности жизни и казацкой судьбе, ведь угроза смерти в бою была повседневной реальностью.
В то же время распространяется так называемый “книжный портрет” – изображение основателей церквей или людей, которые предоставляли монастырям значительную финансовую поддержку.
В духовной культуре высокого развития достигло хоровое искусство. Вдоль многих веков национально-освободительной борьбы наш народ рядом с песнями создавал думы – героическую, драматизированную и вместе с тем пропитанную лиризмом поэзию, которая выполнялась под аккомпанемент бандуры, кобзы или лиры.