Критика Пушкина А. С. (Евгений Онегин Пушкин)

Критика Пушкина А. С.

“Душа сказала мне давно:

Ты в мире молнией промчишься!

Тебе все чувствовать дано,

Но жизнью ты не насладишься.”

Веневитинов

В. Г. Белинский: “Пушкин принадлежит к числу творческих гениев, тех величайших исторических фигур, которые, работая для настоящего, приготовляют будущее, следовательно, не могут принадлежать только одному прошлому”. С этим суждением остается только согласиться. Необходимо добавить, что гений Пушкина заключается не только в бессмертии сюжетов его произведений: мало кто из писателей пытается ответить в одном произведении сразу же на несколько вопросов.

Другими словами, берутся за решение какой – либо одной показать глупость народной жизни, “закулисную” жизнь светского общества, бессмысленное бытие народа и т. д. А Пушкин в данном произведении делает многочисленные лирические отступления, в которых и размышляет на многочисленные темы. Поэтому почерпнуть из этого творения можно очень многое.

Начнем с начала – сюжет: вот уж поистине жизненная ситуация. Это далеко не любовный треугольник,

даже не знаю, как и назвать. Есть чему поучиться!

После прочтения волей – неволей задумываешься о том, какая все-таки сложная эта штука – жизнь: никогда не знаешь где найдешь, где потеряешь (у Онегина, наоборот, он потерял, а лишь потом нашел, но было поздно).

Пушкин очень много рассуждает о жизни. Он показывает жизнь большого города с многочисленными балами и развлечениями, город с “парадного подъезда”, где всегда весело и шумно. И сквозь это проводит тему одиночества, какого – то отчуждения, причем делает это так, что самому читателю становиться грустно. А ведь так на самом деле: смотришь на город – все куда – то торопятся, смеются, кричат, разговаривают и шутят – короче – город живет шумной и бурной жизнью.

А стоит лишь чуть – чуть приглядеться – там задумчивое лицо с бездонными глазами, здесь люди с рассеяно – отчужденными выражениями лиц. Невольно вспоминается отрывок из стихотворения Рылеева:

“С тяжкой грустью, с черной думою

Я с тех пор один брожу,

И могилою угрюмою

Мир печальный нахожу.

Всюду встречи безотрадные!

Ищешь, суетный, людей,

А встречаешь трупы хладные

Иль бессмысленных детей…”

Хотя, учитывая мои годы, можно сказать, что ЭТО не так уж и заметно.

Следующее “новшество” – это язык. Конечно, муза Пушкина была вскормлена и воспитана творениями предшествующих поэтов (можно сказать более – она приняла их в себя, как “свое законное состояние и возвратила их миру в новом, преображенном виде” (Белинский)), но то, как он ею лепит настроение читателя, возвышает его к божественным началам, и в очередной раз доказывает, что им (автором) руководит гений. Его язык чертовски привлекателен.

Где надо – там короткие, лаконичные предложения (ибо “краткость – сестра таланта”); где необходимо дать полное описание, там появляется вязкая, текучая речь, словно рождественская елочка, обвешенная гирляндами прилагательных. Красота! И с ее помощью Пушкин, как человек, познавший высший свет и высокие чувства, любовь и страсть прелюбодеяния, мастерски действует на восприятие читателя.

Он открыл новые возможности, которые дарит нам речь. Нужно лишь научиться пользоваться ею, ибо еще Цицерон сказал – “Речь дана всем, ум – удел немногих.” В этом произведении автор показал нам высокое знание античности и истории. А это, в очередной раз, доказывает, что история учит многому: это ведь не книжный ум, а жизненная школа, где в роли преподавателей выступают “великие мира сего”.

К сожалению, это поздно начинаешь осознавать.

Спускаемся на землю и переходим к “людской” теме. “Будучи многою суетою смущаем во многих хлопотах, связанных со средним образованием, и из – за телесных недомоганий великих, бывающих у меня постоянно” (Библия), не помня я названия романа и имени персонажа, в котором происходил конфликт высоких намерений с низменными действиями. Так вот Пушкин подкинул еще “материал для размышления” (вообще, такие действия присущи величайшим): очевидно, что речь пойдет о Евгении.

Прочитал я роман, отложил книгу и подумал: “Так какой же на самом деле Онегин?” Может это игра Пушкина показать главного героя, этого “страдающего эгоиста”, в начале с одной точки зрения, потом с другой, а затем – с третьей? Или же настолько глубока натура Евгения, что даже сам автор предает его на суд читателю? В жизни ведь получается аналогично – у каждого есть свои закоулки души и, следовательно, каждый может быть непонятым. Есть о чем призадуматься! Прочтя роман, понимаешь, что озлобленный ум есть тоже признак высокой натуры, ибо такой человек не доволен не только окружающими, но и самим собой.

И еще, как-то дико понимать, что существуют люди, подобные Онегину, которые не знают, что им надо.

Вообще, читая этот роман, меняешь угол зрения на многие вещи. В некотором смысле, это произведение можно назвать философским. В своих философских отступлениях автор показывает быт того времени, при этом дает оценку, размышляет, пытается найти ответы на многие коренные вопросы бытия. И в этих ответах находишь очень много нового для себя.

С чем-то можно согласиться, а с чем-то и поспорить. Закончить хочу словами вышеуказанного величайшего мастера пера, но с учетом возможностей быстрорастущего гения нижеподписавшегося:

“Пересмотрел все очень строго:

Противоречий очень много,

Но их исправить не хочу.

Цензуре долг свой заплачу,

И учительницам на съеденье

Плоды трудов своих отдам.

Иди же к школьным берегам

Новорожденное творенье,

И заслужи мне славы дань:

Одни пятерки, шум и брань!”


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)



Критика Пушкина А. С. (Евгений Онегин Пушкин)