Житие Марии Египетской
Действие Жития происходит в VI в. и разворачивается в Египте, Иерусалиме, в монастыре на Иордане и заиорданской пустыне. Наиболее вероятный автор – иерусалимский патриарх Софроний.
Благонравный старец Зосима всю жизнь с младенчества (в начале Жития ему пятьдесят лет) подвизается в одном из палестинских монастырей и проходит все подвиги постничества. Зосима отличается пониманием Божественного Слова, и его основное занятие – это петь Богу и поучаться Его Слову.
Однажды Зосиму посещает искушение – ему кажется, что он всего достиг на своем поприще, он не нуждается более в наставлениях, да и кто бы мог его теперь чему-то научить? Мысли Зосимы прерываются появлением ангела, который предсказывает ему подвиг больший предыдущего, но пока еще Зосиме не ведомый. Ангел повелевает старцу отправиться в дорогу, чтобы узнать, что существует множество путей к спасению.
Зосима приходит в монастырь на Иордане, как ему указывает ангел, и подчиняется распорядку новой для него обители. В Великий Пост все монахи монастыря, кроме двоих, остающихся присматривать
за монастырской церковью, удаляются в пустыню, где каждый в одиночестве постится. Переходит Иордан и Зосима.
Он направляется во “внутреннюю пустыню”, надеясь увидеть там какого-нибудь подвизающегося постника.
Так и случается. Зосима видит нагого человека, который бежит от него. Зосима, “забыв старость”, бросается за ним. Когда он наконец уговаривает человека остановиться, тот признается, что она женщина, и просит одежду.
Имя женщины – Мария – Зосима узнает только после ее смерти. Зосима отдает ей часть одежды и просит рассказать о себе, по отдельным ее ответам понимая, что встретившаяся ему в пути – женщина необычная, гораздо ближе находящаяся к Богу, чем он, так как она имеет дар прозрения (Мария, ранее никогда не знавшая Зосиму, называет его по имени). Впрочем, у Зосимы находится повод усомниться: когда Мария молится, он видит, что подвижница стоит уже не на земле, а на воздухе.
Тогда он решает, что перед ним привидение. Но Мария, угадав его мысли, разуверяет его.
Мария рассказывает свою историю: она родилась в Египте, а в двенадцать лет бежала в Александрию и предалась там блуду, причем не из-за денег, а подчиняясь желанию плоти. Однажды она увидела паломников, садящихся на корабль, чтобы отправиться в Иерусалим на праздник Воздвижения Св. Креста.
Мария села вместе с паломниками на корабль, соблазнившись большим количеством мужчин и обещая заплатить за проезд своим телом.
В Иерусалиме, смешавшись с толпой паломников, она хотела войти вместе со всеми на праздник в храм, но неведомая сила всякий раз отталкивала ее, стоило ей приблизиться ко входу. И тогда Мария поняла, что ей мешает; так перед ней впервые открылась дорога к спасению. Мария вознесла молитву к пресвятой Богородице и пообещала, что более не осквернит себя.
После молитвы путь в храм открылся для нее.
Войдя внутрь, Мария увидела Крест, и тут она поняла самое главное – Бог готов принять любого, кто раскается. Мария услышала голос, который провозгласил ей: “Если перейдешь Иордан, обретешь покой”. Она купила три хлеба на подаяние, помолилась в монастыре Иоанна Крестителя, что возле Иордана, причастилась, переехала на лодке Иордан, и вот уже сорок семь лет, как она в пустыне, где пищей ей служили три хлеба и пустынные травы.
Из сорока семи лет семнадцать Марию преследовали различные искушения, с которыми она самоотверженно боролась; холод, зной, плотские желания донимали ее, но одним из сильнейших искушений были для нее мирские песни, которые она помнила и которые ей хотелось напевать.
К удивлению Зосимы, Мария часто цитирует Писание, хотя, по ее признанию, она “книгам никогда не училась”. “Я питаюсь и покрываюсь гласом Божиим”, – говорит она.
Мария просит Зосиму прийти через год к Иордану, но не переходить его. Святая сама переходит Иордан по воде, как Христос; Зосима причащает ее, и Мария велит ему через год опять прийти на то место, где он ее встретил в первый раз.
Когда Зосима приходит туда через год, он видит, что святая скончалась, а в изголовье ее начертана на земле надпись, в которой Мария просит ее похоронить по-христиански. Из этой надписи Зосима наконец и узнает имя той, которая так поразила его святостью своей жизни. Прочитав надпись и помня, что Мария не знала грамоты, Зосима понимает, что Божественное Слово само учит человека, живущего этим Словом.
Неведомо откуда взявшийся лев помогает Зосиме вырыть могилу, а затем монах и зверь расходятся в разные стороны.