Житие Алексия, человека Божия
События Жития относятся к концу IV – началу V в. (время правления римских императоров Аркадия и Гонория).
В Риме живет богатый и знатный человек Ефимьян, трепетно соблюдает он Божии заповеди, особые же внимание и заботу уделяет нищим, странникам, сиротам, вдовицам, болящим, с ними и вкушает каждый день хлеб свой лишь в девятом часу вечера. Его жена Аглаида также живет в боязни Бога. К сожалению, Бог не дает им детей.
Аглаида просит у Бога сына, который, как она надеется, упокоит ее старость. Наконец желание ее исполняется, и у Аглаиды с Ефимьяном рождается сын Алексий. Шести лет Алексия отдают в учение, где он осваивает грамоту и “церковное устроение”, и хотя учится немного, но становится “премудр”. Когда же наступает время, родители решают женить сына.
Они находят красивую и богатую невесту царского рода, с которой Алексий венчается в церкви Св. Вонифатия. Но жених, войдя к невесте после венчания, вручает ей свой золотой перстень, обернутый в красный шелк, и говорит: “Взяв сие, сохрани, и будет Бог между мной и тобой, пока благоволит
Бог делам нашим”. Алексий добавляет еще какие-то “тайные слова”, после чего покидает свою “обрученицу”. После исчезновения Алексия его мать Аглаида затворяется в своей спальне, где занавешивает окно, и не хочет оттуда выйти, пока не получит известий о сыне.
Алексий же, взяв часть принадлежащего ему имущества, ночью тайно оставляет Рим и отплывает в Лаодикию Сирийскую.
Сойдяс корабля, он возносит молитву Богу, прося спасти “от суетного жития сего” и дать ему возможность присоединиться в будущей жизни ко всем праведникам, угодившим Богу и стоящим по правую Его руку.
С погонщиками ослов Алексий достигает сирийского города Едеса, где находится нерукотворный образ Иисуса Христа, который когда-то Иисус послал тяжело заболевшему едесскому царю Авгарю. В городе Алексий продает все, что у него было, а деньги раздает нищим, облекается в худые одежды и нищенствует в церковном притворе Богородицы. Все, что ему подают, он раздаеет.
В это время Алексия ищут в Риме, отец посылает на поиски сына триста отроков. Ищут его и в Едесе, собственные слуги даже подают ему милостыню, но не узнают его. Видя это, Алексий радуется, что доводится ему Христа ради принять милостыню от домочадцев своих.
Искавшие возвращаются в Рим ни с чем.
Семнадцать лет проводит Алексий на паперти и тем “угождает Богу”. Св. Богородица является во сне пономарю той церкви и говорит: “Введи человека Божия в церковь мою, потому что достоин Царствия Небесного…” Пономарь ищет человека, о котором ему возвещает Богородица, но не находит его.
И во второй раз является Богородица, указывая пономарю прямо на Алексия: “Убогий, сидящий перед дверями церковными, и есть человек Божий”. Пономарь вводит Алексия в церковь и служит ему. Слава об Алексии разносится по всему городу. Но Алексий бежит от славы, садится на корабль и направляется в Испанскую Каталонию. “Волею Божиею” корабль встречает сильный ветер, который загоняет его в Рим (географическая ошибка Жития: Рим не находится на море). Алексий решает неузнанным жить в доме отца своего.
Встретив Ефимьяна, не называя себя, Алексий просит о приюте, его с радостью принимают как странника. Своим слугам Ефимьян велит оказывать Алексию радушный прием, потому что “отрок ему тот приятен”.
Но слуги отца всячески издеваются над странником – пинают его ногами, выливают на голову помои. Алексий принимает это с радостью, видя в действиях отцовских слуг “научение дьяволово”. Семнадцать лет не узнанный никем Алексий живет в родительском доме.
Его мать все эти семнадцать лет не выходит из своей спальни, верная данному в горе обету. Когда приходит время Алексию умирать, он просит отрока, служащего ему, принести “харатию” (бумагу), где Алексий открывает всю правду о себе.
В тот день по окончании литургии, когда в церкви еще находятся цари (императоры Аркадий и Гонорий) и архиепископ, все слышат глас, исходящий из алтаря: “Приидите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас”. И во второй раз раздается глас, он велит найти Божьего человека, чтобы помолился он за мир, потому что в пятницу на рассвете Божий человек умрет. В четверг вечером собирается народ в церкви Св.
Петра просить явить имя Божьего человека, и глас указывает на дом Ефимьяна. Ефимьян призывает к себе старшего слугу и спрашивает, есть ли у них такой, но старший отвечает, что у них одни “пустые люди”. Тогда цари сами отправляются в дом Ефимьяна на поиски Божьего человека.
Слуга же Алексия начинает уже догадываться, в чем дело: уж не того ли убогого ищут, которого ему поручили? Слуга рассказывает о том, какой праведный образ жизни ведет странник.
Ефимьян хочет побеседовать с неизвестным, живущим у него в доме столько лет, но тот уже умирает. Открыв его лицо, Ефимьян видит взор, светящийся, как у ангела, а в руках “харатию”. Руки умершего не разжимаются до тех пор, пока оба царя и архиепископ не просят его об этом.
При известии о смерти Алексия Аглаида отворяет окно, выходит “как львица из клетки” и, разорвав на себе одежды и распустив волосы, плачет. Ее плач над телом сына, проникновенный и поэтичный, наряду с плачами Ефимьяна и невесты Алексия занимает значительное местов тексте памятника. Вместе с мужем и невестой она сопровождает тело Алексия до церкви Св.
Вонифатия.
Собравшиеся люди плачут не переставая. Цари и архиепископ берут “одр” (постель) с телом Алексия и ставят посреди города. Больные исцеляются, народу собирается столько, что мешают нести тело.
Цари велят сыпать золото и серебро, надеясь отвлечь толпу, но никто не обращает внимания на рассыпаемое богатство.
Тело приносят в церковь Св. Вонифатия. Римляне устраивают праздник, строят дорогой ковчег и туда помещают тело святого.
Из ковчега течет миро, которым исцеляются недужные.