Защита Чика
У Чика случилась ужасная неприятность. Учитель русского языка Акакий Македонович сказал, чтобы он привел в школу кого-нибудь из родителей. У учителя была привычка в стихотворной форме писать правила грамматики, а ученики должны были заучивать это стихотворение, а заодно и правило.
Акакий Македонович гордился своим стихотворным даром, ученики же посмеивались. На этот раз стихотворение было такое, что Чик просто трясся от смеха. И учитель не выдержал: “Что там смешного, Чик?” Поскольку Чик еще не имел представления об авторском самолюбии, он взялся объяснить, чем смешны эти стихи. И возможно, Акакий Македонович смог бы дать отповедь критикану, но прозвенел звонок. “Придется поговорить с твоими родителями”, – сказал он.
Но это было невозможно. Для тетушки, воспитывавшей Чика и гордившейся его хорошей учебой и поведением, вызов в школу был бы немыслимым потрясением. “Что же делать?” – с отчаянием думал Чик, уединившись на верхушке груши, где виноградные лозы образовывали удобное пружинистое ложе.
Тягостные раздумья не мешали Чику наблюдать
за жизнью их двора. За тем, как вернулся с работы торговец сластями Алихан и сидит сейчас, опустив ноги в тазик с горячей водой и играет в нарды с Богатым Портным. Или за своим сумасшедшим дядей Колей, у которого случайный прохожий пытается выяснить какой-то адрес, а Богатый Портной посмеивается, наблюдая эту сцену. “Отстань!” – наконец громко сказал дядя Коля по-турецки, отмахиваясь от прохожего.
Небольшой словарь дяди Коли, по подсчетам Чика, составляли около восьмидесяти слов из абхазского, турецкого и русского языков. С прохожим заговорил Богатый Портной, и вот тут Чика осенила гениальная идея: в школу он поведет дядю Колю. Надо только выманить его со двора. Самый лучший способ – пообещать лимонад. Больше всего на свете дядя Коля любит лимонад.
Но где взять деньги? Дома не попросишь. Деньги нужно выпросить у приятеля Оника.
Но что предложить взамен? И Чик вспомнил про теннисный мяч, застрявший на крыше у водосточной трубы, – должен же его когда-то смыть дождь.
Чик подошел к Онику: “Мне позарез нужны сорок копеек. Я тебе продаю теннисный мяч”. – “А что, он уже выкатился?” – “Нет, – честно сказал Чик, – но скоро начнутся ливни, и он обязательно выскочит”. – “Все-таки неясно, выкатится или нет”. – “Выкатится, – убежденно сказал Чик. – Если тебе жалко денег, так я у тебя потом выкуплю мяч”. – “А когда выкупишь?” – оживился Оник, “Не знаю. Но ведь чем дольше я не буду выкупать, тем дольше ты будешь пользоваться бесплатным мячом”.
Оник побежал за деньгами.
На следующее утро, выбрав момент, Чик подошел к дяде Коле, показал деньги и громко сказал: “Лимонад”. “Лимонад? – обрадованно переспросил дядя. – Пошли”. И добавил по-турецки: “Мальчик хороший”.
На улице Чик вынул из портфеля заранее упакованный отцовский пиджак. “Можно?” – спросил дядя и радостно посмотрел на Чика. Дядюшку распирала радость. В магазине продавец Месроп открыл две бутылки лимонада. Дядя быстро налил в стакан желтый бурлящий лимонад и так же быстро выпил.
После первой бутылки он сделал передышку и, слегка опьянев от выпитого, попытался объяснить продавцу, что Чик довольно добрый мальчик. После второй бутылки дядя был в восторге, и когда они вышли из магазина, Чик показал в сторону школы: “Пойдем в школу”.
Перед учительской на открытой веранде прогуливались учителя. “Здравствуйте, Акакий Македонович, – сказал Чик. – Это мой дядя. Он плохо слышит”. Учитель, взяв под руку дядю, начал прогуливаться по веранде. До Чика доносились слова: “Что он нашел смешного в этих стихах?..
Сказывается влияние улицы”. По лицу дяди было заметно, что он доволен разговором, который ведет с ним серьезный взрослый человек. “Улица, улица”, – повторил дядя по-русски знакомое слово. “Надеюсь, Чик, ты осознал свое поведение”, – остановился наконец против него учитель. “Да”, – ответил Чик. “Не скрою, – продолжил учитель, – твой дядя показался мне странным”. – “Он малограмотный”. – “Да это заметно”. И Чик начал уводить дядю со двора школы. Внезапно дядя остановился у колонки и начал мыть руки.
Чик украдкой оглянулся и, встретив недоумевающий взгляд Акакия Македоновича, слегка пожал плечами, как бы давая знать, что необразованные люди всегда моют руки, как только попадается им под руки какая-нибудь колонка. Наконец Чик вывел дядю на улицу и направил его в сторону дома. Быстрой походкой дядя удалялся.
Прозвенел звонок, и счастливый Чик побежал в свой класс.
Вариант 2
Однажды родителей Чика вызвали в школу. Причиной такого вызова послужила насмешка Чика под стихами Аркадия Македоновича – учителя грамматики, который в стихотворной форме излагал правила по данному предмету. Тетушка, воспитывавшая Чика, считала его прилежным мальчиком. Чик боялся, что вызов в школу станет для нее сильным потрясением.
Он с отчаянием думал о том, как ему поступить, взобравшись на грушу.
Сидя на дереве, он наблюдал за жизнью во дворе. За торговцем сладостями Алиханом, игравшем в нарды с Богатым Портным. За сумасшедшим дядей Колей, который отмахнулся от прохожего, желающего у него узнать какой-то адрес. Дядя Коля отличался небольшим словарным запасом, который включал всего около восьмидесяти слов из абхазского, турецкого и русского языков. Чику пришла в голову гениальная мысль – повести в школу дядю Колю, посулив ему лимонад.
Достать деньги было проблемой. Дома просить нельзя. Чик решает одолжить их у приятеля Оника, пообещав ему теннисный мяч.
Мяч застрял на крыше у водосточной трубы, но Чик надеялся, что его смоет скоро дождем.
Он обратился к другу с просьбой одолжить ему сорок копеек, которые ему очень нужны. Чик сообщил Онику, что он продает ему теннисный мяч. Если Онику жалко денег, то он готов позже выкупить мяч.
Оник согласился и побежал за деньгами. Утром следующего дня, Чик выманил дядю Колю со двора лимонадом.
На улице Чик достал из портфеля отцовский пиджак. Дядя Коля с радостью его одел и был горд собой. В магазине продавец Месроп продал им две бутылки лимонада. Дядя быстро выпил одну бутылку. В перерыве между первой и второй бутылками, дядя Коля на ломаном языке попытался объяснить продавцу, что Чик очень добрый мальчик.
Когда дядюшка выпил второю бутылку, Чик повел его в школу.
Учителя прогуливались на открытой веранде перед учительской. Чик поздоровался и представил своего дядю, сообщив, что он глухой. Учитель с дядей Колей стали прогуливаться под руку по веранде.
Чик слышал не все, до него доносились обрывки фраз: “Что он нашел смешного в этих стихах? Сказывается влияние улицы”. На лице дядюшки выражалось явное удовлетворение от разговора с учителем, которого он считал умным и серьезным человеком. “Улица, улица”, – повторял дядюшка единственное знакомое ему русское слово. Учитель обратился к Чику с надеждой, что тот осознал свое поведение и исправиться. Чик согласился.
Учителю дядюшка показался довольно странным. Чик объяснил странность своего дядюшки малограмотностью. Он стал уводить дядюшку со школьного двора.
Дядя Коля внезапно остановился у колонки и стал мыть руки. Учитель еще раз отметил странное поведении дяди. Наконец Чик вывел дядю со двора и направил его домой.
А сам радостный вернулся в класс.