Записки покойника
Главным героем романа “Записки покойника” является Максудов. Повествование ведется от первого лица. Некий незначительный сотрудник газеты “Вестник пароходства” отправил повествователю бандероль с письмом, а после этого кинулся с Цепного моста в Днепр.
В самом начале определена судьба главного героя. Уже читая первые строки романа, становится понятно, что он не жилец на этом свете. Образ Максудова имеет много общего с биографией автора.
Дома Булгакова звали все Мака, что послужило причиной назвать героя Максудовым.
Прослеживается здесь и доминанта трагедии. В лексике рассказчика присутствует постоянно острый юмор, что позволяет со смехом описывать всех, даже себя. Максудов имеет удивительную способность, где он не только выступает персонажем в своем повествовании, но и может с легкостью узнать себя в рассказе друга Ликоспастова.
Больше всего на рождение романа оказало влияние театральное восприятие мира, как Максудовым, так и самим автором. Максудов не может принять жестокий мир, суетливую жизнь столицы, так как привык к жизни
в естественных условиях. Жестокость и суета убивают в нем лучшие качества индивидуальности. Если у Мастера была Маргарита, то у Максудова ее нет. Он совсем одинок, как и многие герои Булгакова.
С сожалением герой вспоминает о далеком прошлом, где у него было все: близкие и родные ему люди, любимый и такой родной город, музыка. Прошлое ушло безвозвратно. В настоящее время ближе к нему лишь актер Бомбардов, наблюдательный и злой.
Только обретение нового мира может избавить Максудова от одиночества. После написания романа он оказывается в кругу писателей, но и здесь получает полнейшее разочарование. Однако бессонные ночи помогают оживить роман, на сцене появится настоящая жизнь, к которой ему необходимо будет приспособиться, чтобы потом восхищаться ею. Сцена создает новую жизнь, о которой мечтает герой, но за кулисы ему не удается попасть, чтобы ощутить реальность сцены. В представлении героя мир литературы полон фальши и пошлости.
Он отвратителен герою, который живет жизнью волка-одиночки. Даже другие писатели замечают в нем что-то волчье. В письме правительству Булгаков считает себя единственным литературным волком.
Театр оказался для героя губительным. Его так и не смогли переделать. Он нигде не находит себе места.
Жизнь выпихивает его постоянно, и смерть его нельзя оценивать, как самоубийство. Он выбрал для своей смерти стихию воды, так как в мифах вода является символом женственного начала.
Максудов не способен быть лидером, ему это не дано. Водяная тема постоянно прослеживается в романе, то в виде дождя, то в ручьях растаявшего снега. Свое спасение герой находит в родной стихии.
Возвращение в Киев и Днепр стали для героя настоящим блаженством.