Достоевский Федор Михайлович Произведение “Записки из подполья”
Герой, автор записок, – коллежский асессор, недавно вышедший в отставку по получении небольшого наследства. Сейчас ему сорок. Он живет – комнате на краю Петербурга. В он и психологически: почти всегда один, предается безудержному, мотивы и образы которого взяты из. Кроме того, безымянный герой, проявляя незаурядный ум и мужество, исследует собственное сознание, собственную душу.
Цель его исповеди – . Он считает, что умный человек 60-х гг. XIX в. обречен быть. Деятельность – удел глупых, ограниченных людей. Но последнее и есть, а усиленное сознание – . УМ заставляет бунтовать против открытых современной наукой законов природы, которых – только для непосредственного человека.
Герой же не согласен примириться с очевидностью и испытывает за несовершенный миропорядок, причиняющий ему страдание. наука, что личность может быть сведена к рассудку, ничтожной доле, и по. – вот. Вопреки выводам социализма о человеческой природе и человеческом благе он отстаивает свое право к. тоскует по идеалу,
способному удовлетворить его внутреннюю. Это не наслаждение, не карьера и даже не социалистов, отнимающий у человека самую главную из – собственное.
Герой протестует против отождествления добра и знания, против безоговорочной веры в прогресс науки и цивилизации. Последняя, а только вырабатывает, так что наслаждение отыскивается и в унижении, и в, и в чужой крови: Ведь в человеческой природе не только потребность порядка, благоденствия, счастья, но и – хаоса, разрушения, страдания. , в котором нет места последним, несостоятелен как идеал, ибо лишает человека свободы выбора. И потому уж лучше – современный, , . Но тоска по, бывало, гнала из. Одна из таких попыток подробно описана автором записок.
В двадцать четыре года он еше служил в канцелярии и, будучи, ненавидел и презирал, сослуживцев. Себя считал, как всякого. Общение с людьми заменял усиленным чтением, по ночам же в. Как-то раз в трактире, наблюдая за игрой на биллиарде, случайно преградил дорогу одному офицеру.
Высокий и сильный, тот молча передвинул героя на другое место. хотел было затеять, ссору, но из боязни, что его не примут всерьез. Несколько лет он мечтал о мщении, много раз пытался не свернуть первым при встрече на Невском. Когда же, наконец, они, то офицер не обратил на это внимания, а герой : он. Потребность человека изредка удовлетворяли единичные знакомые: столоначальник Сеточкин и бывший школьный товарищ Симонов.
Во время визита к последнему герой узнает о готовящемся обеде в честь одного из соучеников и с другими. Страх перед возможными обидами и унижениями преследует уже задолго до обеда: ведь не подчиняется законам литературы, а реальные люди едва ли будут исполнять предписанные им в воображении мечтателя роли, например его за умственное превосходство. На обеде он пытается задеть и оскорбить товарищей. Те в ответ перестают его замечать. впадает в другую крайность – публичное самоуничижение.
Сотрапезники уезжают в бордель, не пригласив его с собой. Теперь, для, он обязан отомстить за перенесенный позор. С этой целью едет за всеми, но они уже разошлись по комнатам проституток. Ему предлагают Лизу. После герой заводит с девушкой разговор.
Ей 20 лет, она мещанка из Риги и в Петербурге недавно. Угадав в ней чувствительность, он решает отыграться за перенесенное от товарищей: рисует перед Лизой живописные картины то ужасного будущего проститутки, то недоступного ей семейного счастья, войдя. И достигает : отвращение к своей низменной жизни доводит девушку до рыданий и судорог. УХОДЯ, оставляет свой адрес. Однако сквозь в нем пробиваются подлинная жалость к Лизе и стыд за свое.
Через три дня она приходит. герой цинично открывает девушке мотивы своего поведения, однако неожиданно встречает с ее стороны любовь и сочувствие. Он тоже растроган: Но вскоре устыдившись, мстительно овладевает Лизой, а для полного – всовывает ей в руку пять рублей, как проститутке. УХОДЯ, она незаметно оставляет деньги.
признается, что писал свои воспоминания со стыдом, И все же он, что другие. Он смог отказаться от пошлых целей окружающего общества, но и – . Глубокие же отношения с людьми, , внушают ему страх.