Вольпоне, или Хитрый лис
Главный герой комедии Б. Джонсона “Вольпоне, или Хитрый лис”, написанной в 1606 году – не имеющий прямых наследников, богатый венецианский патриций Вольпоне. Это один из самых выдающихся образов стяжателя в английской драме конца XVI – начала XVII в. Он не является героем, окончательно захваченным утилитарной целью. Он не просто стяжатель. На нем лежит отпечаток одаренной ренессансной личности.
Он испытывает глубокое эстетическое наслаждение от манипуляций, при помощи которых он добывает свои богатства.
Вольпоне искренне наслаждается разжиганием надежды на получение наследства у своих родственников. Они все пытаются ему угодить и готовы поделиться с ним последним. Корбаччо лишает сына наследства сына и отдает его Вольпоне. Корвино подкладывает свою жену в постель Вольконе.
Сам же стяжатель, войдя во вкус этой увлекательной игры, распространяет слух о собственной смерти и делает единственным наследником своего слугу Моску. Сам Вольконе прячется за занавеской и наблюдает сцены отчаяния многочисленных родственников, оставшихся
без вожделенного наследства. Моска, воспользовавшись доверчивостью Вольконе, хочет завладеть богатством хозяина. Вольконе вынужден признаться перед судом в том, что он жив, чтоб вернуть потерянное.
Суд приговаривает Моску к ссылке на галеры и бичеванию, а самого Вольпоне к тюрьме и конфискации всего имущества.
Б. Джонсона наделил эту комедию ярко выраженной моралью. Задача поэта, по его мнению, состоит в том, чтоб учить жизни и подражать правосудию. Зло должно погибнуть, а справедливость восторжествовать. Поэтому все лирические герои его комедии, а прежде всего Вольпоне, не обладают конкретностью социально-бытовой обрисовки и носят звериные имена. Наследники, собравшиеся в доме Вольпоне похожи на стаю хищников, делящих добычу.
А Вольпоне, обманутый Моской, похож на глупую лису, угодившую в капкан. Страсть к стяжательству, по мнению Б. Джонсона, главный “юмор” этой эпохи, обезличивающий человека и превращающий его в настоящего зверя.