В лабиринте
Место действия – небольшой городок накануне пришествия в него вражеских войск. По выражению автора, события, описываемые в романе, неукоснительно реальны, то есть не претендуют ни на какую аллегорическую значимость, однако действительность изображается в нем не та, что знакома читателю по личному опыту, а вымышленная.
Повествование начинается с того, что некий солдат, изможденный и закоченевший от холода, стоит на зимней стуже под непрерывно падающим снегом возле фонаря и кого-то ждет. В руках он держит обернутую в коричневую бумагу жестяную коробку, похожую на коробку из-под обуви, в которой лежат какие-то вещи, которые он должен кому-то передать. Он не помнит ни названия улицы, где должна состояться встреча, ни времени; не знает ни того, из какой он воинской части, ни чья на нем шинель.
Время от времени он переходит на другую улицу, точно такую же, запорошенную снегом, утонувшую в мареве, стоит возле точно такого же фонаря, словно по лабиринту, блуждает по пересечению безлюдных и прямых переулков, не зная ни зачем он здесь, ни сколько времени он уже тут провел,
ни сколько еще выдержит. Декорации романа строго очерчены: это кафе, куда заходит солдат выпить стакан вина, комната, где черноволосая женщина и ее муж-инвалид дают ему передохнуть, и бывший военный склад, превращенный в приют для раненых и больных одиноких солдат. Эти декорации незаметно перетекают одна в другую, и каждый раз при этом в них что-то меняется, добавляется нечто новое.
События романа изображены в виде статичных сцен, у которых нет ни прошлого, ни будущего, в виде оправленных в раму картин.
Намереваясь пойти в одно место, солдат часто попадает совсем не туда, куда шел, или же в его сознании одни декорации внезапно заменяются другими. Время от времени на глаза солдату показывается десятилетний мальчуган, который приближается к нему, останавливается, а затем то вступает с ним в разговор, то стремительно убегает или же попросту исчезает.
В одном из эпизодов мальчик приводит солдата в кафе. Взору читателя представляется статичная картина посетителей и персонала кафе, застывших подчас в самых удивительных позах. Затем все вдруг внезапно оживает, солдат ждет, когда к нему подойдет официантка, и спрашивает, где находится улица, названия которой он не помнит.
Или же солдат, идя следом за мальчиком, оказывается в темном коридоре со множеством дверей и лестничными пролетами, в которых то вдруг возникает свет, то исчезает, и коридор вновь погружается в полумрак. Одна из дверей открывается, и из нее выходит женщина в черном платье, с черными волосами и светлыми глазами. Она приглашает солдата зайти, присесть за накрытый клеенкой в красно-белую клетку стол и дает ему стакан вина и ломоть хлеба.
Затем она и ее муж-инвалид долго обсуждают, на какую же улицу солдату нужно попасть, и приходят к выводу, ничем не обоснованному, что эта улица – улица Бувар. Снаряжают мальчика проводить солдата. Мальчик приводит его к какому-то дому, который оказывается приютом для больных и раненых военных. Солдата пропускают внутрь, хотя документов у него при себе нет.
Он оказывается в большом зале с заклеенными окнами. Помещение уставлено кроватями, на которых неподвижно лежат люди с широко открытыми глазами. Он засыпает прямо в мокрой шинели на одной из кроватей, предварительно положив свою коробку под подушку, чтобы не украли.
Ночью он делает попытку в сети коридоров найти умывальник, чтобы попить воды, но сил дойти у него не хватает. У него бред. Ему снятся его военное прошлое и то, что происходило с ним днем, но в видоизмененном варианте. На следующее утро фельдшер определяет, что у солдата сильная лихорадка. Ему выдают лекарства, другую, сухую шинель, но уже без нашивок.
Солдат переодевается, улучает момент, когда его никто не видит, и уходит из приюта. Внизу он встречает вчерашнего инвалида, который язвительно замечает солдату, что сегодня он что-то слишком торопится, и интересуется, что лежит у него в коробке. Солдат выходит на улицу, где снова встречает мальчика, дарит ему стеклянный шар, который находит в кармане своей новой шинели, и идет дальше, в кафе, где выпивает стакан вина среди окружающих его неподвижных и беззвучных посетителей. Затем на улице он встречает какого-то человека в меховом пальто, которому путано рассказывает, зачем он здесь и кого ищет, надеясь, что этот человек и есть именно тот, кто ему нужен.
Однако это оказывается не так.
Он вновь встречает мальчика. Слышен рев мотоцикла. Солдат и ребенок успевают спрятаться.
Проезжающие мимо мотоциклисты принадлежат к вражеской армии. Они не замечают спрятавшихся в дверном проеме и проезжают мимо. Мальчик бросается бежать домой. Солдат – за ним, молча, опасаясь, как бы не привлечь внимание мотоциклистов.
Те возвращаются и выстрелами из автоматов ранят бегущего солдата. Он добегает до какой-то двери, открывает ее и прячется внутри здания. Разыскивающие его мотоциклисты стучат в дверь, но не могут снаружи открыть ее и уходят.
Солдат теряет сознание.
Приходит в себя он в той же комнате, где женщина угощала его вином. Она рассказывает, что перенесла его к себе вместе с мужчиной в меховом пальто, который оказался доктором и сделал солдату обезболивающий укол. Солдат чувствует крайнюю слабость. По просьбе женщины, которая так чутко к нему отнеслась и сейчас проявляет живое участие, он рассказывает, что коробка принадлежит его умершему в госпитале товарищу и он должен был передать ее его отцу.
В ней находятся его вещи и письма к невесте. Однако он то ли перепутал место встречи, то ли опоздал, но с отцом товарища так и не встретился.
Солдат умирает. Женщина размышляет, как ей стоит поступить с коробкой с письмами.
Вариант 2
События развиваются в небольшом городке до пришествия вражеских войск.
Зимняя стужа с непрекращающимся снегопадом. Некий солдат, уставший и продрогший от холода, стоит под фонарем и ожидает чей-то приход. В руках держит жестяную коробку, завернутую в коричневую бумагу. В коробке лежат вещи, которые он должен передать пришедшему. Солдат ничего не помнит – ни адреса, по которому должна состояться встреча, ни времени, на которое она назначена.
Не знает даже номер своей воинской части. Немного постояв, он идет на похожую улицу с фонарем, и ждет там. Солдат, словно по лабиринту, блуждает по городским переулкам, запорошенных снегом, ни зная зачем он здесь и сколько он сможет еще так проходить. Декорации романа строго определены: кафе, в котором солдат выпивает стакан вина, комната, в которую впускает его черноволосая женщина для небольшого отдыха, военный склад, превращенный в приют для раненых и больных солдат. Декорации плавно чередуются, обновляются новыми деталями.
События романа схожи с картинами, застывшими в рамках. Они не имеют ни прошлого, ни будущего.
Солдат постоянно видит десятилетного мальчишку, который приближаясь к нему, заводит с ним разговор, то стремительно отдаляется от него и внезапно пропадает.
Следуя за мальчишкой, солдат попадает в темный коридор с многочисленными дверями и лестничными пролетами. Здесь свет зажигается, то внезапно меркнет. Женщина в черном платке приглашает солдата в комнату, угощает вином и хлебом. Ее разговор с мужем – инвалидом приводит к необоснованному решению, что улица, необходимая солдату является улицей Бувар. Мальчишка ведет солдата на эту улицу.
Герой попадает в приют для солдат. Там он засыпает на одной из множества кроватей, кладя коробку себе под подушку. В бреду ему снится военное прошлое. Фельдшер утром определяет лихорадку у солдата, назначает лечение и выдает сухую и чистую одежду.
Солдат уходит из приюта.
Очутившись на улице, встречает знакомого мальчишку. Убегая с ним от мимо проезжающих вражеских мотоциклистов, солдата ранят. Он прячется в каком-то здании, где теряет сознание. Приходит в себя в комнате женщины в черном платке. Перед своей смертью, он успевает рассказать хозяйке, что вещи, лежавшие в коробке – вещи и письма его товарища, которые он должен передать его отцу.
После кончины солдата, женщина осталась в раздумье как поступить с коробкой.