Удар грома
Главная героиня звонит по телефону. В разговор, судя по всему, вклинивается по параллельному телефону третье лицо. Героиня воспринимает это как удар грома.
Именно это обстоятельство завершило и это очередное общение посредством телефона, и знакомство вообще.
Сюжет рассказа застыл на кульминационном моменте. Но в ходе повествования становятся известными подробности, которые составляют предысторию. Они как раз и характеризируют общую картину действия.
Читатель узнает, как бы между прочим, о том, что Зубова и его приятельницу Марину связывают отношения уже восемь лет. Автор описывает их семейную жизнь и положение на работе. Все это дополнительные сведения к основному событию – разговору по телефону.
Но эти детали дорисовывают ситуацию до полной картины происходящего.
Главная героиня одинока среди людей, ее жизнь бесприютна, судьба не устроена, но драматические стечения обстоятельств вообще поломали устоявшийся порядок и без того серой жизни. В этом трагизм жизненной детали, повседневность с ее угнетающей властью.
Сознание героев “больное”,
поскольку они не замечают, что периодически срывается с их уст. Встретив враждебные обстоятельства, они стремятся противостоять, обмануть судьбу канцелярскими сухими фразами, при этом теряются, путаются от корявых оборотов. Писательница развернула перед читателем печальную картину поединка персонажа и его судьбы.
Чтобы подчеркнуть неопределенность ситуации, неуверенность героя в себе, попытки уйти от наболевших проблем, автор много раз повторяет слово ” может быть”.
Главная героиня запуталась в себе и в мире. Она, по сути, символ эпохи, человек, который боится жизни, поэтому прячется “в футляр” речевых штампов. Только человек сам может противостоять холодной и враждебной судьбе. В рассказе финал остается открытым: герои могут прозреть и распрямить свои души, возродить гордость и достоинство.
А пессимистическую развязку автор специально уготовил героям, чтобы они захотели бороться за свое счастье, сопротивлялись обстоятельствам и не боялись “ударов грома”.