Ткачи
Основу сюжета драмы составило историческое событие – восстание силезских ткачей 1844 г.
Дом Дрейсигера, владельца бумазейной фабрики в Петерсвальдау. В специальном помещении ткачи сдают готовую ткань, приемщик Пфейфер осуществляет контроль, а кассир Нейман отсчитывает деньги. Плохо одетые, сумрачные, изможденные ткачи тихо ропщут – и так платят гроши, еще норовят скостить денег за якобы обнаруженный брак, а ведь сами поставляют плохую основу. Дома нечего есть, приходится надрываться за станком в пыли и духоте с раннего утра до поздней ночи, и все равно не свести концы с концами.
Только молодой красавец Беккер решается вслух высказать свое недовольство и даже вступить в пререкания с самим хозяином. Дрейсигер в ярости: этот нахал из той оравы пьянчуг, что накануне вечером горланили около его дома гнусную песню, фабрикант тут же дает ткачу расчет и швыряет ему деньги так, что несколько монет падает на пол. Беккер настойчив и требователен, по распоряжению хозяина мальчик-ученик подбирает рассыпавшуюся мелочь и отдает ткачу в руки.
Стоящий в очереди мальчик
падает, у него голодный обморок. Дрейсигер возмущен жестокостью родителей, отправивших слабого ребенка с тяжелой ношей в дальний путь. Он отдает служащим распоряжение не принимать товар у детей, а то если, не дай Бог, что случится, козлом отпущения станет, конечно же, он. Хозяин долго распространяется о том, что только благодаря ему ткачи могут заработать себе на кусок хлеба, он мог бы свернуть дело, вот тогда бы они узнали почем фунт лиха.
Вместо этого он готов предоставить работу еще двум сотням ткачей, об условиях можно справиться у Пфейфера. Выясняется, что расценки на готовую продукцию будут еще ниже. Ткачи тихо возмущаются.
Семья Баумертов снимает комнатушку в доме безземельного крестьянина Вильгельма Анзорге. Бывший ткач, он остался без работы и занимается плетением корзин. Анзорге пустил жильцов, да те вот уже полгода не платят.
Того гляди, лавочник отнимет его домишко за долги. Больная жена Баумерта, дочери, слабоумный сын не отходят от ткацких станков. Соседка – фрау Генрих, у которой дома девять голодных ребятишек, заходит попросить горсточку муки или хотя бы картофельных очисток. Но у Баумертов нет ни крошки, вся надежда, что отец, понесший фабриканту товар, получит деньги и купит что-нибудь из еды. Роберт Баумерт возвращается с гостем, отставным солдатом Морицом Егером, который некогда жил по соседству.
Узнав про нужду и мытарства односельчан, Егер удивляется; в городах собакам – и тем лучше живется. Не они ли его запугивали солдатской долей, а ему совсем неплохо было в солдатах, он служил денщиком у ротмистра-гусара.
И вот уже шипит на сковороде жаркое из приблудившейся собачки, Егер выставляет бутылку водки. Продолжаются разговоры о беспросветно тяжелом существовании. В прежние времена все было по-иному, фабриканты сами жили и давали жить ткачам, а теперь все себе загребают. Вот Егер – человек, много чего повидавший, читать и писать умеет, заступился бы за ткачей перед хозяином. Тот обещает устроить Дрейсигеру праздник, он уже договорился с Беккером и его дружками исполнить еще разок под его окнами ту самую песню – “Кровавую баню”.
Он напевает ее, и слова, где звучат отчаяние, боль, гнев, ненависть, жажда мести, проникают глубоко в души собравшихся.
Трактир Шольца Вельцеля. Хозяин удивляется, отчего такое оживление в селении, столяр Виганд поясняет: сегодня день сдачи товара у Дрейсигера, а кроме того, похороны одного из ткачей. Заезжий коммивояжер недоумевает, что здесь за странный обычай – по уши залезая в долги, устраивать пышные похороны.
Собравшиеся в трактире ткачи ругают господ помещиков, не разрешающих в лесу даже щепки подобрать, крестьян, дерущих неимоверную плату за жилье, правительство, не желающее замечать полное обнищание народа. Вваливаются Егер и Беккер с компанией молодых ткачей, задирают жандарма Кутше, пришедшего пропустить рюмку водки. Страж порядка предупреждает: начальник полиции запрещает петь подстрекательскую песню.
Но разошедшаяся молодежь назло ему затягивает “Кровавую баню”.
Квартира Дрейсигера. Хозяин извиняется перед гостями за опоздание, дела задержали. У дома снова звучит бунтарская песня.
Пастор Киттельгауз выглядывает в окно, возмущается: ладно бы молодые бузотеры собрались, но ведь с ними и старые, почтенные ткачи, люди, которых он долгие годы считал достойными и богобоязненными. Домашний учитель сыновей фабриканта – Вейнгольд заступается за ткачей, это голодные, темные люди, просто они выражают свое недовольство так, как понимают. Дрейсигер угрожает немедленно рассчитать учителя и дает распоряжение рабочим-красильщикам схватить главного запевалу. Прибывшему начальнику полиции предъявляют задержанного – это Егер.
Он ведет себя дерзко, осыпает присутствующих насмешками. Взбешенный начальник полиции намерен лично препроводить его в тюрьму, но вскоре становится известно, что толпа отбила арестованного, а жандармов поколотили.
Дрейсигер вне себя: прежде ткачи были смирными, терпеливыми, поддавались увещеваниям. Это их смутили так называемые проповедники гуманизма, вдолбили рабочим, что те в ужасном положении. Кучер докладывает, что запряг лошадей, мальчики с учителем уже в коляске, если дело обернется плохо, нужно побыстрее убираться отсюда.
Пастор Киттельгауз вызывается поговорить с толпой, но с ним обходятся довольно непочтительно. Слышится стук в дверь, звон разбитых оконных стекол. Дрейсигер отправляет жену в коляску, а сам спешно собирает бумаги и ценности.
Толпа врывается в дом и учиняет погром.
Ткацкая мастерская старика Гильзе в Билау. Вся семья за работой. Старьевщик Горниг сообщает новость: ткачи из Петерсвальдау выгнали из берлоги фабриканта Дрейсигера с семейством, разнесли его дом, красильни, склады.
А все оттого, что вконец зарвался хозяин, заявил ткачам – пусть лебеду едят, если голодные. Старый Гильзе не верит, что ткачи решились учинить такое. Его внучка, которая понесла Дрейсигеру мотки пряжи, возвращается с серебряной ложкой, утверждая, что нашла ее возле разгромленного дома фабриканта. Надо снести ложку в полицию, считает Гильзе, жена против – на вырученные за нее деньги можно прожить несколько недель. Появляется оживленный врач Шмидт.
Полторы тысячи человек направляются сюда из Петерсвальдау. И какой бес попутал этих людей? Революцию они, видите ли, затеяли.
Он советует местным ткачам не терять головы, следом за бунтующими идут войска. Ткачи возбуждены – надоели вечный страх и вечное глумление над собой!
Толпа громит фабрику Дитриха. Наконец-то исполнилась мечта – разбить механические станки, которые разорили работающих вручную ткачей. Поступает сообщение о прибытии войск. Егер призывает сподвижников не дрейфить, а дать отпор, он принимает на себя командование.
Но единственное оружие восставших – булыжники из мостовой, в ответ же звучат ружейные залпы.
Старый Гильзе остается при своем мнении: то, что затеяли ткачи, – полная бессмыслица. Лично он будет сидеть и выполнять свою работу, хотя бы весь мир перевернулся. Сраженный насмерть залетевшей в окно шальной пулей, он падает на станок.
Вариант 2
Основу сюжета драмы составляет историческое событие, когда восстали силезские ткачи в 1844 г.
В доме Дрейсигера, который является хозяином бумазейной фабрики в Петерсвальдау, в специальной комнате, ткачи сдают готовую ткань, приемщик Пфейфер занимается контролем, а кассир Нейман считает деньги. Одетые в плохую одежду, мрачные, истомленные ткачи тихо сетуют – и так платят копейки, еще и норовят сбавить денег за якобы найденный брак, а ведь сами привозят не качественную основу. Людям нечего есть, они работают в пыльном душном помещении за станком с утра до ночи, и все равно не могут свести концы с концами.
И только Беккер решается вслух сказать о своем недовольстве. Дрейсигер в гневе: этот наглец из той толпы пьяниц, что накануне вечером орали под окнами его дома дурную песню.
Семья Баумертов снимает маленькую комнату в доме у крестьянина Вильгельма Анзорге. Он бывший ткач – остался без работы и теперь плетет корзины. Анзорге пустил жильцов, но они не платят уже полгода. Того гляди, что лавочник заберет его дом за долги.
Соседка – фрау Генрих, у которой девять голодных ребят, попросит немного муки или хотя бы картофельных очисток. Но у Баумертов нет ни крошки, вся надежда только на отца, что он получит деньги и сможет купить что-то из еды. Роберт Баумерт возвращается не один, с ним – отставной солдат Мориц Егер, он когда-то жил по соседству.
Узнав о бедности и муках односельчан, Егер удивляется, в городах собаки – лучше живут.
На сковороде шипит жаркое из бездомной собаки, Егер ставит бутылку водки. Продолжаются беседы о безысходной тяжелой жизни. Раньше все было иначе: фабриканты жили сами, но и давали жить ткачам, а сейчас гребут все только себе.
Егер обещает устроить Дрейсигеру праздник, он договорился с Беккером и его дружками еще раз спеть под его домом ту самую песню – “Кровавую баню”.
Трактир Шольца Вельцеля. Ткачи, которые собрались, жалуются на всю несправедливостью сложность жизни. Заходят Егер и Беккер с компанией, пристают к жандарму Кутше, который зашел выпить.
Страж порядка напоминает, что запрещено петь бунтарские песни. Но молодежь назло затягивает “Кровавую баню”.
Квартира Дрейсигера. У дома опять слышится дурная песня. Дрейсигер распоряжается, чтобы схватили главного запевалу.
Приезжает начальник полиции и ему предъявляют задержанного – это Егер. Он ведет себя дерзко, оскорбляет присутствующих. Взбешенный начальник полиции собирается лично отправить его за решетку.
Но тут взбунтовавшиеся отбивают Егера, и избивают жандармов. Толпа вламывается в дом и устраивает погром.
Ткацкая мастерская старого Гильзе в Билау. Вся семья работает. Они узнают о том, что ткачи из Петерсвальдау выгнали из Дрейсигера вместе с семейством и разгромили его дом. Но старик Гильзе не верит, что ткачи могли решиться на такое.
Появляется врач Шмидт, он говорит, что сюда идет около полторы тысячи человек из Петерсвальдау. “Какой бес их попутал? Революцию, видите ли, они устроили!”. Он советует местным ткачам не терять головы, потому что за восставшими идут войска.
Ткачи возбуждены – им надоело жить в вечном страхе.
Толпа разгромила фабрику Дитриха. Поступило известие о прибытии войск. Егер, призывает товарищей не бояться, а дать отпор, он берет на себя командование.
Но единственное оружие восставших – гранитные камни с мостовой, в ответ же, они получают ружейные залпы.
Старый Гильзе остается при своем мнении: то, что затеяли ткачи, – бессмысленно. Он все равно будет работать, и пусть весь мир перевернется. Убитый насмерть залетевшей в окно бешеной пулей, он падает на станок.