Тифон, или Гигантомахия
Согласно греческой мифологии Тифон является младшим сыном Геи и Тартара. Представляли его очень большим (выше гор) стоглавым чудовищем, змеиные головы которого изрыгали пламя. До пояса было огромное человеческое тело в перьях, а ниже – кольца змей. Боги испугались Тифона и бросились наутек, превратившись в зверей.
Зевс вступил в бой. Победа над Тифоном далась ему очень дорогой ценой. Сначала одержал верх Тифон, повынимав Зевсу сухожилия. Гермес и Эгипан выкрали сухожилия и вернули Зевсу, что помогло громовержцу догнать в Сицилии и придавить его горой Этной.
Но перед этим Зевс обманул Тифона: мойры напоили чудовище ядом, обещав что это зелье для придания силы, от которого тот впал в беспамятство. И по сей день не может Тифон освободиться от тяжелой горы, поэтому изрыгает лаву и пары.
Это была последняя битва богов и сыновей Геи (Земли). Несмотря на то, что участвовали Тифон и другие чудовища, олимпийцы победили тонических монстров. Теперь боги Олимпа – властелины мира, устанавливающие порядок на земле, небе и под землей.
О жестокой схватке
представителей Геи и олимпийцев писали многие древние авторы ( Гесиод, Гомер, Софокл, Еврипид, Овидий и другие). Написал об этом и Скаррон. В своей бурлескной поэме он спародировал “Трактат о мифологии” итальянца Комеса, сочиненный в 1551 году.
Этот трактат объясняет мифы в духе христианского поучительства.
Скарроновский Тифон и его приближенные не несут в себе трагического звучания. Они представлены как шайка грабителей с большой дороги. Если их сравнивать с богами, то их манеры сильно уступают.
Но в отличие от респектабельных нудных богов, они жизнелюбивы и веселы нравом. Да, Тифон имеет устрашающий вид, но он очень похож на добродушного великана. Скаррон детально описывает пиры богатырей и их забавы.
Среди похождений Тифона и его сотоварищей – разрушенные горы, вырванные с корнями деревья. Тифон может одним прыжком преодолеть реку, а по воздуху летает в семимильных сапогах.
Придерживаясь мифологии, Тифон организовал восстание против Олимпа, но оно завершилось провалом. Так получилось не потому, что боги доблестны. Наоборот, в произведении Скаррона они трусливые, вероломные и почти все являются глупыми интриганами.
Автор применяет бурлеск, описывая их ничтожные страстишки.
Олимпийских богов первым осмеял эллин Лукиан, продолжил француз Бонавентура Деперье. А вот Скаррон хотел снизить образы олимпийцев за счет комичности их звучания. Из-за нехватки материала в произведении преобладают фантастические элементы.