Краткое содержание Так говорил Заратустра Ницше

Так говорил Заратустра

Роман состоит из четырех частей, каждая из которых содержит притчи на различные морально-нравственные и философские темы. По стилю поэтически-ритмизированную прозу сочинения относят к жанру “философской поэмы”.

Часть первая

Заратустра возвращается к людям после десяти лет одиночества в горах, чтобы донести весть о Сверхчеловеке.

Спустившись с гор, он встречает отшельника, говорящего о любви к Богу. Продолжая путь, Заратустра недоумевает: “Возможно ли это?! Этот святой старец в своем лесу еще не слыхал о том, что Бог умер!”

В городе мудрец видит толпу, которая собравшуюся поглазеть на канатного Плясуна. Заратустра говорит людям о Сверхчеловеке: он призывает людей быть “верными земле” и не верить “неземным надеждам”, потому что “Бог умер”. Толпа смеется над Заратустрой и смотрит выступление канатного Плясуна. В результате козней Паяца канатоходец падает и погибает. Подобрав труп погибшего, мудрец покидает город.

Его сопровождают Орел и Змея.

В своих “Речах”, состоящих из двадцати двух притч, Заратустра

смеется над фальшивой моралью и устоями человечества.

Мудрец начинает с рассказа о “трех превращениях духа”: сначала дух есть Верблюд, который превращается во Льва, а Лев становится Ребенком. Дух навьючивают, но он хочет обрести свободу и, подобно льву, стать господином. Но Лев не может стать Духом-Созидателем без Ребенка – “священного утверждения” духа.

Многие парадоксальные жизненные устремления и разные типы людей обсуждает Заратустра:

Он осуждает богоподобных – они желают, чтобы “сомнение было грехом”. Они презирают “здоровое тело – сильное и совершенное”. Философ проклинает священников – этих проповедников смерти, которые должны исчезнуть “с лица земли”.

Заратустра учит уважать воинов – они “преодолевают человека в себе”, не желая долгой жизни.

Он говорит “о тысяче и одной цели”, когда доброе одного народа у другого народа считается злым, потому что “у человечества нет еще цели”.

Мудрец вещает о “новом кумире”, которому поклоняются люди – о государстве. Гибель этого мифа означает начало нового человека.

Он советует избегать славы, паяцев и актеров, так как вдали от этого “жили всегда изобретатели новых ценностей”.

Заратустра называет глупостью, когда отвечают добром на Зло – это унижение для врага, а “маленькая месть человечнее отсутствия мести”.

Браком называет он “волю двоих создать единое, большее тех, кто создал его”, а истинно целомудренными называет снисходительных и веселых.

Говорит мудрец и о любви к “созидающим в уединении” – они способны “творить сверх себя”.

Юноше Заратустра повествует о злой природе человека, который подобен дереву и “чем настойчивее стремится он вверх, к свету, тем с большей силой устремляются корни его вглубь земли, вниз, во мрак – во зло”.

О природе женщины упоминает мудрец – разгадкой ее является беременность, а правило обращения с ней одно: “Идешь к женщинам? Не забудь плетку!”

Заратустра осуждает людей, которые “пребывая в жалком самодовольстве”, погрязли в этих “добродетелях”. Человек на пути к Сверхчеловеку должен хранить “героя в душе своей”, быть верным земле, найти себя и “желать одной волей”, отрицая всякую другую веру.

Заканчиваются “Речи” пророчеством о наступлении “Великого Полдня”, когда на пути от животного к Сверхчеловеку человек “празднует начало заката своего”.

“Умерли все боги: ныне хотим мы, чтобы жил Сверхчеловек” – так, по мнению Заратустры, должен звучать девиз человечества.

Часть вторая

Заратустра удаляется в свою пещеру. Спустя годы, мудрец снова решает идти к людям с новыми притчами.

Он снова говорит об отрицании религии, потому что “это мысль, которая все прямое делает кривым”. Существование богов убивает любое творение и созидание. Прочь от богов и от священников, которые гибнут в огне за ложные идеи.

Истинная добродетель для человека – это Самость, которая “проявляется во всяком поступке”. Нужно возлюбить созидание больше сострадания, так как сострадание ничего не способно создать.

Заратустра раскрывает ложь понятия “равенство” – этот миф используется для мщения и наказания сильных, несмотря на то, что люди не равны и “они не должны быть равны!”

Все “прославленные мудрецы”, подобно ослам, служили “народу и народному суеверию, а не истине”. Но настоящие мудрецы живут в пустыне, а не в городах. Поэтому настоящий мудрец избегает толпы и не пьет из ее “отравленных родников”.

Заратустра учит о “воле к власти”, которую он видел “всюду, где было живое” и которая побуждает слабого подчиниться сильному: “Только там, где есть жизнь, есть и воля: но не воля к жизни – воля к власти! Так учу я тебя”. Именно “воля к власти” делает человека сильным и возвышенным, подобно колонне – “чем выше она, тем нежнее и прекраснее, тогда как внутри – тверже и выносливее”.

Он говорит о “культуре”, которая мертва и исходит из иллюзорной действительности. Ученые этой мертвой реальности выдают себя за мудрецов, но их истины ничтожны. Заратустра призывает к “незапятнанному” и чистому познанию, “чтобы все глубокое поднялось на высоту мою!”

Над поэтами он смеется за их “вечную женственность” – они слишком “поверхностны и недостаточно чистоплотны: они мутят воду, чтобы казалась она глубже”.

Все великие события, уверяет Заратустра, должны вращаться “не вокруг тех, кто измышляет новый шум, а вокруг изобретателей новых ценностей”. Лишь “воля к власти” может уничтожить сострадание и вызвать к жизни Великое.

Заратустра учит своих слушателей трем человеческим мудростям: давать себя обманывать, “чтобы не остерегаться обманщиков”, больше остальных щадить тщеславных и не допускать, “чтобы из-за вашей трусости мне стал противен вид злых”.

В глубокой печали он покидает своих непонимающих слушателей.

Часть третья

Заратустра снова в пути. Он повествует попутчикам о своей встрече с Духом Тяжести – “на мне сидел он, полукрот, полукарлик; хромой, он и меня пытался сделать хромым”. Этот Карлик оседлал мудреца, пытаясь увлечь его в бездну сомнений.

Только мужество спасает философа.

Заратустра предостерегает, что Дух Тяжести дается нам с рождения в виде слов “добро” и “зло”. Этого врага, говорящего “добро для всех, зло для всех” побеждает лишь тот, “кто говорит: вот мое добро и мое зло”. Нет ни хорошего, ни плохого – есть “мой вкус, которого мне не надо ни стыдиться, ни скрывать”.

Нет и универсального пути, который можно указать каждому – есть лишь индивидуальный выбор каждого в вопросах морали.

“Не должно ли быть так: все, что может произойти, уже проходило некогда этим путем? Не должно ли быть так: все, что может случиться, уже случилось некогда, свершилось и миновало?” – задается вопросом Заратустра, утверждая идею о Вечном Возвращении. Он уверен: “все, что может произойти и на этом долгом пути вперед – должно произойти еще раз!”

Мудрец говорит о том, что всю жизнь определяет “самая древняя аристократия мира” – Случайность. А ищущий счастья никогда не находит его, потому что “счастье – женщина”.

Возвращаясь в свою пещеру через города, Заратустра опять говорит об умеренной добродетели, которая совмещается с комфортом. Люди измельчали и почитают “то, что делает скромным и ручным: так превратили они волка в собаку, а людей – в лучшее домашнее животное человека”.

Мудрец опечален глухотой людей к истине и говорит, что “там, где нельзя больше любить, там нужно пройти мимо!”

Он продолжает издеваться над “старыми, ревнивыми, злобными” пророками, говорящими о единобожии: “Не в том ли и божественность, что существуют боги, но нет никакого Бога?”

Заратустра восхваляет сладострастие, властолюбие и себялюбие. Это здоровые страсти, бьющие “ключом из сильной души, соединенной с возвышенным телом” и они будут свойственны “новой аристократии”. Эти новые люди разрушат “старые скрижали” морали, заменив их новыми. “Неустрашимая отвага, долгое недоверие, жестокое отрицание, пресыщение, надрезывание жизни” – вот что, по словам Заратустры, характеризует новую элиту и рождает истину.

Для того чтобы быть сильным, надо иметь “широкую душу”, которая свободна от внешних обстоятельств и “бросается во все Случайное”. Эта душа обладать жаждой воли, мудростью и любовью, “в которой все вещи обретают стремление и противоборство”.

Только тот, кто хочет преодолеть себя, обладает “волей к власти” и широкой душой будет спасен. Слабых и Падающих нужно толкнуть и учить “быстрее падать!” – призывает Заратустра.

Лучшие должны стремиться к господству во всех сферах жизни. Мужчина должен быть “способным к войне”, а женщина – к деторождению. “Вы заключаете брак: смотрите же, чтобы не стал он для вас заключением!” – предостерегает философ.

Заратустра отрицает “общественный договор”, ведь общество “это попытка, это долгое искание того, кто повелевает”.

Он воспевает “все злое в человеке”, потому что “все дурное и злое есть наилучшая сила и твердый камень в руке высочайшего из созидающих”.

После этих проповедей звери называют Заратустру “учителем Вечного Возвращения”.

Часть четвертая и последняя

Заратустра состарился и “волосы его поседели”.

Он продолжает верить в “тысячелетнее царство Заратустры” и придерживается главного лозунга Сверхчеловека – “Будь тем, кто ты есть!”

Однажды он слышит крик о помощи и идет искать попавшего в беду “высшего человека”. Ему навстречу попадаются различные персонажи – мрачный Прорицатель, два Короля с ослом, Совестливый духом, старый Чародей, последний Папа, Самый безобразный человек, Добровольный нищий и Тень. Все они рассказывают Заратустре свои истории и хотят найти “высшего человека”.

Мудрец отправляет их к своей пещере и продолжает свой путь.

Утомившись, Заратустра возвращается в пещеру и видит там всех путников, встреченных за день. Среди них Орел и Змея. Мудрец произносит проповедь о признаках “высшего человека”, резюмируя все идеи, сказанные в ранних проповедях.

После этого он устраивает “вечерю”, где все пьют вино, едят барашков и восхваляют мудрость Заратустры. Все гости, включая осла, молятся.

Мудрец называет своих гостей “выздоравливающими” и воспевает наступление “Великого Полдня”.

Утром Заратустра покидает свою пещеру.

Вариант 2
Часть первая

После десяти лет проведенных в одиночестве в горах, Заратустра возвращается к людям, чтобы сообщить о Сверхчеловеке. Он говорит о том, что Бог умер, и они должны быть “верными земле”. Толпа людей смеется над ним и наблюдает выступление канатоходца, который в один момент спотыкается и погибает.

Заратустра подобрал его труп и покинул город в сопровождении Орла и Змеи.

Заратустра осуждает богоподобных и проклинает священников, которых он считает проповедниками смерти. Он учит уважать воинов, и учит ставить цели. По его мнению, люди должны подчиняться государству и избегать славы, паяцев и актеров.

Заратустра сравнивает природу мужчины с деревом. Чем настойчивее он стремится вниз, тем он больше укореняется. Разгадкой природы женщины он считает беременность, а обращаться к женщине нужно при помощи плетки.

Для того чтобы стать Сверхчеловеком, человек должен хранить верность своей земле, найти себя и отрицать всякую другую веру.

Часть вторая

Спустя годы, мудрец снова возвращается к людям со своей пещеры. Он снова твердит об отрицании религии. Человек должен полюбить созидание больше, чем сострадание, так как сострадание ничего не может создать.

Он считает, что люди не должны быть равными, а равность – это лишь наказание для наказания сильных.

Заратустра учит, что слабый должен подчиниться сильному. Воля к власти способна сделать человека сильным и возвышенным, уничтожить сострадание и вызвать к жизни Великое. Мудрец учит трем человеческим мудростям: давать себя обманывать, щадить тщеславных и не допускать трусости.

Однако люди не понимают его, и, опечалившись, он их покидает.

Часть третья

Заратустра повествует о Духе Тяжести, с которым он столкнулся. Спасает философа только его мужество. Дух Тяжести дается всем с рождения в виде понятий “добра” и “зла”.

Победить его может человек, у которого есть свой вкус и свое мнение.

Мудрец говорит о том, что всю жизнь определяет Случайность, а счастье заключается в женщине. Он разочарован глухотой людей к истине и говорит о том, что если больше нет любви, то нужно пройти мимо. Заратустра восхваляет сладострастие, себялюбие и властолюбие.

Сильным может быть только человек с “широкой душой”. Душа должна иметь жажду к воле, мудрости и любви.

Мудрец воспевает зло в человеке, потому что зло считается лучшей силой в руке высочайшего человека из созидающих людей.

Часть четвертая

Заратустра постарел и продолжает придерживаться главного лозунга Сверхчеловека – “Будь тем, кто ты есть!”. В поиске “высшего человека” он встречает Прорицателя, старого Чародея, самого безобразного человека, добровольного нищего и Тень. Мудрец отправляет их в свою пещеру. Заратустра произносит проповедь, резюмируя все идеи, сказанные в предыдущих проповедях.

Гости восхваляют его мудрость и молятся.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)



Краткое содержание Так говорил Заратустра Ницше