Супруги Орловы
Рассказ начинается описанием жуткой драки между Орловыми в их квартире, которая расположена в подвале старого и грязного дома купца Петунникова. За дракой наблюдает весь двор во главе с Сенькой Чижиком – учеником маляра – озорным мальчишкой лет 12-ти. Сенька – “страстный любитель всевозможных происшествий”, “полуребенок, полувзрослый, живой и впечатлительный, он, как губка влагу, жадно впитывает в себя грязь окружающей его жизни, на лбу у него уже есть тонкая морщинка, признак, что Сенька Чижик думает”. Хотя к этим субботним дракам супругов-сапожников все обитатели дома уже привыкли, все равно прибегают поглазеть. Григорий (муж) всегда побеждал Матрену (жену) и уходил в кабак, а она, кой-как выбравшись из подвала, ждала его возвращения на улице.
Ждала она его, чтобы помочь пьяному мужу спуститься в подвал, т. к. однажды он вывихнул руку, упав с лестницы, и две недели не мог работать. Григорий возвращался с чувством вины перед женой и ненавидел ее в эти моменты за то, что она права.
Женаты они были 4-й год, был у них ребенок, но умер, они надеялись,
что у них будут еще дети, но их все не было. Жили они очень однообразно, вставали утром, пили чай, работали вместе, Григорий делал чистую работу, требовавшую руки мастера, Матрена делала работу попроще. Иногда пели, иногда ругались. “Оба они – молодые и здоровые люди – любили друг друга и гордились друг другом. Гришка был такой сильный, горячий, красивый, а Матрена – белая, полная, с огоньком в серых глазах, – “ядреная баба”, – говорили о ней во дворе.
Они любили друг друга, но им было скучно жить, у них не было впечатлений и интересов, которые могли бы дать им возможность отдохнуть друг от друга, удовлетворяли бы естественную потребность человека волноваться, думать, – вообще жить”. У Орловых не было цели в жизни, поэтому жить им было трудно.
Однажды это однообразие было нарушено. Рано утром в их комнату спустился студент-санитар, он интересовался их здоровьем, советовал лучше следить за чистотой, т. к. в городе начинается холера, задавал вопросы, давал советы, потом ушел. Весь день супруги находились под впечатлением от его посещения, разговаривали только о нем.
Им было очень приятна его забота о них, т. к. больше никому до них и дела не было. В их мрачном подвале все как будто осветилось энергией молодости и доброты этого студента.
А на следующий день появилась 1-я жертва холеры в доме Петунникова – гармонист Митрий. Григорий дружил с ним, они вместе пили в кабаке по субботам. Григорию всегда нравилось в гармонисте его жизнелюбие, оптимизм, беззаботность. Он был весельчак и красавец, щегольски одевался, в общем очень любил жизнь.
Григорий одним из 1-х пришел к нему и не узнал. Это был уже не человек, а скорее труп. Резкий контраст этот очень поразил Григория, он привел студента, и гармониста увезли.
Григорий решает идти санитаром в холерный барак “прямо в пасть влезу – глотай, а я ногами буду дрыгать” – говорит он о холере. Матрена после некоторых раздумий решается идти вместе с ним. 1-й день на дежурстве прошел трудно, оба они очень устали, затем стало полегче, потому что привыкли. Живут они на разных половинах барака и не очень часто видятся. Григорий очень быстро заслужил уважение со стороны старших докторов, т. к. был понятлив, расторопен и хорошо выполнял свои обязанности; и зависть со стороны своих соратников-санитаров.
Им овладевает великое желание прославиться своими подвигами, он хочет всем помочь, он хочет поделиться своими мыслями с кем-нибудь, но не с кем, кроме Матрены. Он часто стал заходить к ней и делиться своими мыслями, которые она плохо понимала, но выслушивала каждое слово. Наступил период успокоения между супругами, они уже не ругались, не дрались, Григорий стал более нежен и заботлив. Но вместе с мечтами о великом подвиге Григория посещали и другие мысли – о равенстве людей, которого он не видел; почему доктора радуются спасению Мишки Усова, которому место на каторге; мысли о смерти, ее внезапности и неотвратимости; мысли о неясном будущем и т. д.
Матрена тоже стала ценным работником, у нее нет никаких глобальных мыслей и противоречий в душе, как у Григория, но зато у нее повысилась самооценка от осознания своей нужности. Сама она как будто выросла в своих собственных глазах и теперь уже позволяла себе в разговорах с мужем снисходительный тон. Она все так же любила мужа, но теперь чувствовала, что он ее должник.
Григорий не подозревал даже о проснувшемся в жене самосознании, т. к. даже предположить такого не мог.
В барак привезли Сеньку Чижика, ему нельзя было помочь, он умер. Григория, уже привыкшего к смерти, эта смерть мальчишки потрясла до глубины души. “Мальчишку-то за что?” – воплотил он в один вопрос свои ощущения… Он рассказал Матрене о смерти Сеньки, его разозлила холодность, как ему показалось, с которой жена восприняла эту новость. Его раздражение внутренними противоречиями перешло в злость на Матрену.
Григорий стал корить жену за то, что у них до сих пор нет детей. После этих слов Матрену словно прорвало. Она не могла стерпеть такого несправедливого обвинения от мужа.
Виноват в их бездетности только он: ведь это он бил ее нещадным образом все 4 года совместной жизни “Как ты мучил, истязал меня? Знаешь ли ты, сколько крови из меня лилось после мучительства твоего? Убивал ты, сам убивал деток-то своих! Неужто я не как все женщины – не хочу детей! Вижу дитя чужое – горечью захлебываюсь от зависти и жалости к себе…”.
Григорий не ожидал от жены такого, он был просто поражен. “Она была теперь вдвое сильнее его, он это чувствовал и трусил; не мог встать и ударить ее, как сделал бы, если бы не понимал, что она переродилась, впитав великую силу откуда-то”.
После этого разговора Григорий ушел и не появлялся до вечера. Он пришел и стал просить прощения у Матрены, но она лишь отвечала, что ей от него ничего не нужно. Тогда он достал нож, но Матрена не испугалась, а сказала совершенно равнодушно “Эх, кабы ты меня зарезал”. Григорий положил нож и стал жаловаться жене, что он хуже холерного – у него в сердце судороги, он охвачен мыслями о бесцельности человеческой жизни, затем, вновь озверев, стал бить ее, и опять ее равнодушие поразило его.
Прибежавший на шум доктор выгнал Григория, который нес уже совсем несусветный бред, сам осознавая это. Барак он называет морильней, “больных лечите… а здоровые помирают от тесноты жизни…”. Григорий зовет Матрену уйти вместе с ним, но она твердо решила остаться.
Орлов несколько раз подкарауливал жену и бил. После роспуска барака докторша устроила Матрену учить детей сапожному мастерству, ей дали комнату и 12 рублей жалования. Мужа с тех пор она больше не видела. Взяла себе 2-х детей на воспитание, и жила с ними на эти 12 рублей вполне счастливо, хотя и бедно. Но скорее всего у нее развивается чахотка (туберкулез), т. к. она кашляет, и на щеках у нее играет зловещий румянец.
Это она рассказала автору историю своей жизни. Автор нашел и Григория в одном кабаке и долго с ним разговаривал, Орлов все также помышляет о подвиге, но не ради людей, а просто, чтобы плюнуть на всех с высоты своего презрения к ним. И сказать им: “Ах вы, гады! Зачем живете?
Как живете? Жулье вы лицемерное и больше ничего!” А потом вниз тормашками и – Вдребезги! О себе он говорит так: “Я родился с беспокойством в сердце… судьба моя – быть босяком!”.
Его душит ненависть ко всем и ко всему мировому устройству.
Заканчивается рассказ описанием кабака, в котором сидят автор и Орлов. “Тяжелая дверь кабака, в котором я сидел с Орловым, то и дело отворялась и при этом как-то сладострастно повизгивала. И внутренность кабака возбуждала представление о какой-то пасти, которая медленно, но неизбежно поглощает одного за другим бедных русских людей, беспокойных и иных…”.
Вариант 2
Читатель застает Орловых во время очередной семейной ссоры. Супруги-сапожники ссорятся у себя в квартире, которая находится в подвальном помещении дряхлого дома торговца Петунникова. Все жители дома собрались, чтобы посмотреть на шумный скандал, присутствовал и проказливый 12 летний ученик маляра, Сенька Чижик.
Он, в то же время, умный не по годам, но все же еще восприимчивый ребенок. Каждая ссора заканчивалась победой мужа, которого звали Григорием, над женой, Матреной, он шел выпивать в кабак с товарищами. А она его ждала и помогала спускаться пьяному в подвал, чтоб тот ничего не повредил.
Он не мог переносить правоту жены, поэтому чувствовал себя виноватым.
Жили супруги вместе уже 4 года, единственный ребенок умер. Рутинная работа надоедала им, у них не было новых интересных впечатлений. Они просто работали вместе, и не могли передохнуть друг от друга. А ведь они такие молодые, Матрена – женщина в теле с искоркой в глазах, а Гриша – красивый, вспыльчивый, крепкого телосложения.
Они потеряли ориентир в жизни.
Как-то раз студент-санитар рассказал им о надвигающейся холере, рекомендовал мыть все тщательнее. Еще никто так не заботился о них. У них дома стало ярко и светло после посещения студента.
Первым холера скосила Митрия, с которым Гриша каждую неделя отдыхал в кабаке. Когда Григорий пошел навестить его, он не мог понять, где его жизнерадостный друг гармонист Митрий. Вместо него на постели лежал полутруп.
В связи с такими событиями Орлов идет помогать в барак. Вместе с нм идет Матрена. С непривычки они поначалу падают с ног от усталости. Но потихоньку втягиваются. В бараке они жили по отдельности.
Благодаря находчивости и проворности супруг завоевывает уважение врачей. Орловы больше не ссорились, у Григория появилась цель – он хотел совершать подвиги, а Матрена, ценный работник барака, осознала свою необходимость для людей, начала ценить себя. Она больше не позволяла мужу повышать голос и относиться к ней с презрением.
Вскоре в бараке умер Сенька Чижик. Эта смерть маленького мальчика ошеломила Гришу, который уже повидал многое. Как ему показалось, Матрена не почувствовала тоже при его рассказе о кончине Сеньки, и, он сгоряча, обвинил ее в отсутствии детей. Но жена его просто поразила, наконец, высказав все, что накопилось.
Она очень хотела стать мамой, но это не могло свершиться из-за частых избиений мужа.
Придя к жене, он просил прощение у нее. Но ей не хотелось возобновлять с ним отношения. Он сетовал на судорожное сердце полное боли и снова начал бить жену.
Его выгнали из барка. Он просил Матрену пойти с ним, но она была тверда в своем решении, остаться.
В последствии Матрена стала преподавателем сапожного мастерства для детей. Платили немного, но ей нравилось. С мужем они больше не встречались. Усыновила двух детей. Они были счастливы вместе.
Но она умирает от туберкулеза. А свою историю успевает поведать автору. В финале произведения изображается кабак, в котором Орлов рассказывает о все том же желании – совершить подвиг, в виде огромной всепоглощающей пасти.