Краткое содержание Стулья Ионеско

Стулья

В пьесе действует множество невидимых персонажей и трое реальных – Старик (95 лет), Старушка (94 года) и Оратор (45-50 лет). На авансцене стоят два пустых стула, справа три двери и окно, слева – также три двери и окно, возле которого находится черная доска и небольшое возвышение. Еще одна дверь находится в глубине.

Под окнами дома плещется вода – Старик, перевесившись через подоконник, пытается разглядеть подплывающие лодки с гостями, а Старушка умоляет не делать этого, жалуясь на гнилостный запах и комаров.

Старик называет Старушку Семирамидой, она же обходится ласкательными словами “душенька”, “лапочка”, “детка”. В ожидании гостей старики беседуют: вот раньше всегда было светло, а теперь кругом темень непроглядная, и был когда-то такой город Париж, но четыре тысячи лет назад потускнел – только песенка от него и осталась. Старушка восхищается талантами Старика: жаль, честолюбия ему не хватило, а ведь он мог быть главным императором, главным редактором, главным доктором, главным маршалом…

Впрочем, он все-таки стал маршалом лестничных

маршей – иными словами, привратником. Когда Старушка добавляет неосторожно, что не надо было талант в землю зарывать, Старик заливается слезами и громко зовет мамочку – с большим трудом Старушке удается его успокоить напоминанием о великой Миссии. Сегодня вечером Старик должен передать человечеству Весть – ради этого и созваны гости.

Соберутся абсолютно все: владельцы, умельцы, охранники, священники, президенты, музыканты, делегаты, спекулянты, пролетариат, секретариат, военщина, деревенщина, интеллигенты, монументы, психиатры и их клиенты… Вселенная ждет Вести, и Старушка не может скрыть горделивой радости: наконец-то Старик решился заговорить с Европой и прочими континентами!

Слышится плеск воды – явились первые приглашенные. Взволнованные старики ковыляют к двери в нише и провожают на авансцену невидимую гостью: судя по разговору, это весьма любезная дама – Старушка покорена ее светскими манерами. Вновь плещется вода, затем кто-то настойчиво звонит в дверь, и Старик замирает на пороге по стойке смирно перед невидимым Полковником. Старушка поспешно выносит еще два стула.

Все рассаживаются, и между незримыми гостями затевается беседа, которая все больше и больше шокирует хозяев дома – Старик даже считает нужным предупредить Полковника, что у милой дамы есть супруг. Еще один звонок, и Старика ждет приятный сюрприз – пожаловала “юная прелестница”, иначе говоря, подруга детства со своим мужем. Невидимый, но явно представительный господин преподносит в подарок картину, и Старушка начинает кокетничать с ним, как настоящая шлюха, – задирает юбки, громко хохочет, строит глазки.

Эта гротескная сцена прекращается неожиданно, и наступает черед воспоминаний: Старушка повествует, как ушел из дому неблагодарный сынок, а Старик скорбит, что детей у них нет – но, может, это и к лучшему, поскольку сам он был дурным сыном и бросил мать умирать под забором. Звонки в дверь следуют один за другим, и действие убыстряется:

Старик встречает гостей, а Старушка, задыхаясь, выволакивает все новые и новые стулья. Сквозь толпу невидимых приглашенных уже трудно протолкнуться: Старушка только и успевает спросить, надел ли Старик подштанники. Наконец звонки смолкают, но вся сцена уже уставлена стульями, и Старик просит запоздавших невидимок разместиться вдоль стен, чтобы не мешать остальным. Сам он пробирается к левому окну, Семирамида застывает возле правого – оба останутся на этих местах до конца пьесы.

Старики ведут светский разговор с гостями и перекликаются сквозь толпу между собой.

Внезапно из-за кулис слышатся гул и фанфары – это пожаловал император. Старик вне себя от восторга: он приказывает всем встать и сокрушается лишь тем, что не может подобраться к Его величеству поближе – придворные интриги, что поделаешь! Но он не сдается и, перекрикивая толпу, делится с драгоценным императором пережитыми страданиями: враги пировали, друзья предавали, били дубинкой, всаживали нож, подставляли ногу, не давали визы, ни разу в жизни не прислали пригласительного билета, разрушили мост и развалили Пиренеи…

Но вот снизошло на него прозрение: это было сорок лет назад, когда он пришел папеньку поцеловать, прежде чем отправиться в кроватку. Над ним тогда стали смеяться и женили – доказали, что большой. Сейчас явится оратор, изложит спасительную Весть, ибо сам Старик – увы! – толком говорить не умеет.

Напряжение нарастает. Дверь номер пять открывается невыносимо медленно, и возникает Оратор – реальный персонаж в широкополой шляпе и плаще, похожий на художника или поэта прошлого века. Никого не замечая, Оратор проходит к эстраде и начинает раздавать автографы невидимкам. Старик обращается к собравшимся с прощальным словом (Старушка вторит ему, переходя от всхлипов к настоящим рыданиям): после долгих трудов во имя прогресса и на благо человечества ему предстоит исчезнуть вместе с верной своей подругой – они умрут, оставив по себе вечную память. Оба осыпают конфетти и серпантином Оратора и пустые стулья, а затем с возгласом “Да здравствует император!” выпрыгивают каждый в свое окно.

Раздаются два вскрика, два всплеска. Оратор, бесстрастно наблюдавший за двойным самоубийством, начинает мычать и размахивать руками – становится ясно, что он глухонемой. Вдруг лицо его светлеет:

Схватив мел, он пишет на черной доске большие буквы ДРР… ЩЩЛЫМ… ПРДРБР…

Оглядывая с довольной улыбкой невидимую публику, он ждет восхищенной реакции – затем мрачнеет, резко кланяется и удаляется через дверь в глубине. На пустой сцене со стульями и эстрадой, засыпанными серпантином и конфетти, впервые слышатся возгласы, смех, покашливание – это невидимая публика расходится после представления.

Вариант 2

В пьесе задействовано три персонажа. Старик, Старушка и Оратор. Из реквизита два стула, справа и слева по трое дверей и по одному окну.

Под окнами плещется водичка. Старик пытается рассмотреть подходивших на лодках гостей. Старушка против, ее не устраивает плохо пахнущая вода и надоедливые комары. Для старика она – Семирамида, а его Старушка называет “душка”, “лапочка”. Они обсуждают потускневший город Париж.

Старушка восхваляет Старика, если бы не его скромность, он стал бы главным. Главным редактором, доктором, маршалом. Он все же стал главным лестничных маршей, он привратник. Не выдержав, Старик горько плачет. Старушке еле удается его успокоить, ведь впереди великая Миссия, собственно ради которой и созвали всех гостей.

Сегодня соберутся все, ведь Вселенная ждет Вести. Первые гости явились. Старики провожают на сцену невидимую гостью.

По разговору понятно: Старушка польщена ее манерами.

Снова звонок в дверь и на пороге невидимый Полковник. Незримые гости очень мило общаются, настолько мило, что хозяев это приводит в смятение. Старик предупреждает Полковника – дама замужем. Следующими пожаловали “юная прелестница” – подруга детства, со своим мужем. Солидный господин принес в подарок картину.

Старушка начинает с ним флиртовать, как истинная шлюха – закатывает глаза, поднимает юбки, громко смеется. Резко остановившись, она рассказывает о покинувшем отчий дом сыне, а Старик жалеет, что у них нет детей. Гости все идут и идут, а Старушка выносит все новые и новые стулья. Сцена полна стульев, а опоздавших гостей, Старик просит потесниться у стенки.

Фанфары извещают о появлении императора. Крича сквозь толпу, Старик делится с ним пережитым. Как праздновали пиршества его враги, как предавали друзья, как били и подставляли, как разрушили мост и развалили Пиренеи…

Вот-вот должен возникнуть Оратор и объявить Весть, потому что сам он говорить не умеет. Публика в напряжении. В пятой двери возникает фигура Оратора.

Одет он в плащ, на голове широкополая шляпа. Он чем-то похож на художника. Он раздает автографы невидимым гостям. Старик говорит прощальные слова, а Старушка переходит на рыдания. Они должны исчезнуть, оставив только память после себя.

Они выпрыгивают в окно.

В это время Оратор, наблюдая за самоубийством, начинает мычать и махать руками. Все ясно – он глухонемой. Он мелом пишет бессвязный набор букв на доске, ожидая восхищения. Затем удаляется откланявшись.

Сцена пустая, слышны возгласы, смех и крики – невидимая публика расходится по домам.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)



Краткое содержание Стулья Ионеско