Герцен Александр Иванович Произведение “Сорока-воровка”
Повесть Сорока – воровка – лишь малая часть огромного и разностороннего творческого наследия Александра Ивановича Герцена. Главная героиня повести – актриса провинциального крепостного театра. Повесть начинается с беседы нескольких молодых людей. Тема беседы – театр и отсутствие в русской среде талантливых актрис.
Кто-то объясняет это привязанность женщин к домашнему очагу, кто-то говорит, что причина – в отсутствии эмансипированных женщин. Все приводят к выводу, что появление хорошей актрисы в русском театре невозможно. Неожиданно в разговор вмешивается художник, служивший когда-то в театре. Он говорит, что встречал в своей жизни, несомненно, талантливую актрису. Окружающие с радостью готовы его слушать, и садятся поближе.
Когда-то художник служил в одном из провинциальных театров, дела которого приходят в упадок. Тогда же распространяется слух о театре князя Скалинского, и наш герой думает перебраться туда. Театр, который посещает художник, приходится ему по вкусу, да и сам князь человек
широкой русской души производит положительное впечатление. Художник решает остаться в театре, но пока он думает об этом, у него появляется возможность посетить один из спектаклей театра Скалинского. Играют французскую пьесу “Сорока – воровка”.
Сюжет пьесы заключается в подозрении, а потом и казни служанки Анеты за воровство драгоценностей. Действительной воровкой была сорока, которой очень нравились блестящие предметы. На сцене театра Анету играла удивительная актриса. Во всех ее движениях чувствовался огромный талант, а ее голос вызывал восторг каждого, чьего уха он касался. Полное перевоплощение актрисы в Анету поражает художника.
В то же время и сам князь, сидя в своей ложе, по-видимому, восторгался игрой актрисы. После спектакля герой пытается увидеть актрису, но в гримерную его не пропускают. И только на следующий день с великим трудом ему удается достать билет на посещение ее дома. Билет является письменным разрешением князя, и достается герою только потому, что перед князем стоит определенная задача: заманить его в своей театр.
Пока герой достигает флигеля, в котором живет актриса, его несколько раз останавливают лакеи и сторожа: билет побеждает все препятствия. Когда он входит в комнату, к нему выбегает миловидная женщина с измученным лицом и заливается слезами. Она и есть актриса, с таким успехом игравшая на сцене Анету.
Женщина говорит, что к ней давно никто не приходит и просит позволения “рассказать свою историю”. В труппе князя она недавно. До этого она служила в другом провинциальном театре. Но помещик их был добрый, уважал и ценил ее талант, и актриса побывала даже в Италии и Париже.
Вскоре помещик умирает, а в его бумагах так и не находят отпускных, о которых он всегда говорил. Актеров и актрис продают с публичного торга и князь покупает всю труппу. Любящий раболепство, он сразу приходится многим не по вкусу. Вскоре актриса начинает замечать особое внимание князя к своей особе.
Однажды князь присылает своего управителя с предложением получить отпускную на условии известного характера. Девушка прогоняет управителя и на некоторое время преследования прекращаются. Как-то вечером она сидит за чтением, как вдруг кто-то входит в комнату. Это оказывается князь. Он, усмехаясь, говорит, что другие бы за счастье поставили бы себе такое.
Потом добавляет: Не разыгрывай недотрогу. Девушке князь кажется отвратительным стариком, и она подводит его к зеркалу. Расхохотавшись, она кричит, что никогда не пойдет к плешивому старику. Князь бледнеет, даже, кажется, хочет ударить, но потом кричит: Ты не актриса, ты моя крепостная девка, я тебя научу забываться!. С тех пор жизнь актрисы превращается в мучение.
Ее никогда не выпускают, новых платьев не шьют. В мыслях ее постоянно были одни и те же слова князя: Ты моя крепостная девка! Чтобы чистота и честь ее не достались князю, она заводит роман. Роман без любви и счастья, роман от безысходности. В театре она играет одну и ту же роль – роль своей жизни.
И, даже когда она думает о ребенке, ее не покидает мысль, что и он, едва родившись, будет принадлежать князю. Через два месяца после родов актриса умерла. А художник, послушав ее историю, решил вернуться в свой прежний театр.
Слушатели молчали. Каждый думал о том, что талант можно уничтожить так просто, так нелепо и беспричинно. На этом завершается повесть А. И. Герцена Сорока – воровка.