Сонаты. Записки маркиза де Брадомина
Цикл состоит из четырех повестей: “Весенняя соната”, “Летняя соната”, “Осенняя соната” и “Зимняя соната”. Им предпослано “Предуведомление” автора: “Книга эта является частью “Приятных записок”, которые уже совсем седым начал писать в эмиграции маркиз де Брадомин. Это был удивительный донжуан. Может быть, самый удивительный из всех!
Католик, некрасивый и сентиментальный”.
Весенняя соната
Середина XIX в. Юный маркиз Ксавье? де Брадомин приезжает в Лигурию с поручением его святейшества привезти кардинальскую шапочку монсеньору Стефано Гаэтани. Он застает досточтимого прелата при смерти в доме сестры, княгини Гаэтани. Комната, где лежит умирающий, погружена в таинственный полумрак.
Прелат лежит на старинной кровати под шелковым пологом. Его гордый профиль рим ского патриция вырисовывается во мраке, неподвижный, мертвенно-бледный, словно изваянный из мрамора. В глубине комнаты княгиня Гаэтани и ее пять дочерей на коленях молятся у алтаря.
У княгини золотистые глаза и золотистые волосы.
Дочери
княгини – Мария дель Кармен, Мария дель Пилар, Мария де ла Соледад, Мария де лас Ньевес – похожи на нее. Лишь у старшей, двадцатилетней Марии дель Росарио, черные глаза, особенно заметные на бледном лице. Маркиз мгновенно влюбляется в Марию-Росарио, которая вот-вот должна уйти в монастырь. “Глядя на нее, я чувствовал, что в сердце моем разгорается любовь, пылкая и трепетная, как некое мистическое пламя. Все страсти мои словно очистились в этом священном огне; теперь они источали аромат, как арабские благовония…” Монсеньор Гаэтано умирает.
Его хоронят в монастыре францисканцев. Звонят колокола. Вернувшись во дворец княгини, маркиз застает Марию-Росарио у дверей часовни, где она раздает милостыню толпе нищих. Лицо девушки светится кротостью и лаской, как лицо мадонны. Она полна простодушной веры, она и в своем дворце живет, как в святой обители, от нее исходит покой.
Маркизу де Брадомину пора возвращаться в Рим, но княгиня просит его остаться еще на несколько дней, и по ее поручению Мария-Росарио пишет письмо его святейшеству с просьбой разрешить маркизу задержаться. Тем временем из монастыря кармелиток приносят белую рясу, которую Марии-Росарио предстоит носить до конца дней. Девушка надевает ее.
Она кажется Брадомину святой, но это лишь усиливает его влечение к ней. При его приближении девушка всякий раз смущается и старается скрыться. Донжуанское самолюбие маркиза польщено, его подстегивает юношеский задор. Брадомин убежден, что Мария-Росарио влюблена в него, и вместе с тем сердцем его овладевает странное и тревожное предчувствие. Как-то ночью он подкрадывается к окну Марии-Росарио и впрыгивает в него.
Девушка вскрикивает и падает без чувств. Брадомин поднимает ее и укладывает на кровать. Гасит лампу и уже касается края кровати, как вдруг слышит чьи-то шаги. Затем невидимый человек подходит к окну и вглядывается в глубь комнаты.
Когда шаги удаляются, Брадомин выскакивает из окна и крадучись идет по террасе. Не успевает он сделать нескольких шагов, как в плечо ему вонзается клинок кинжала. Наутро, встретившись с княгиней, Брадомин видит в ее глазах неприкрытую ненависть. Маркиз собирается уезжать.
Он застает Марию-Росарио в зале, она расставляет цветы в вазы для часовни. Разговор маркиза и Марии-Росарио полон страсти. Девушка молит Брадомина уйти – он кажется ей дьяволом. В дверях залы появляется младшая из сестер, пятилетняя Мария-Ньевес. Мария-Росарио зовет ее, и девочка сначала рассказывает маркизу и сестре долгую путаную историю своей куклы, затем убегает на другой конец залы.
Время от времени Мария-Росарио подзывает ее, боясь остаться наедине с Брадомином. Маркиз объясняется Марии-Росарио: “Всюду, даже в монастырскую келью, за вами последует моя мирская любовь. Зная, что я буду жить в ваших воспоминаниях и в ваших молитвах, я умру счастливым”.
Мария-Росарио, бледная как смерть, дрожащими руками тянется к девочке, которую перед этим посадила на подоконник. Вдруг окно распахивается, и Мария-Ньевес падает за окно, на ступеньки каменной лестницы. “Дьявол! Дьявол! ” – кричит Мария-Росарио.
Маркиз поднимает умирающую девочку и передает ее подбежавшим сестрам. “Дьявол! Дьявол!” – доносится из глубины комнат. Маркиз с помощью слуги закладывает карету и уезжает второпях.
“Мария-Росарио, – вспоминает постаревший и почти слепой маркиз де Брадомин, – была моей единственной любовью в жизни”.
Летняя соната
Пытаясь забыть свою несчастную любовь, маркиз де Брадомин решает совершить романтическое путешествие по свету. Его влечет Мексика – ее старина, ее древние династии и жестокие боги. Там он встречает удивительную женщину-креолку, поразившую его “своей бронзовой экзотической красотой”. Пути их пересекаются. Сначала она оказывается на паруснике, на котором путешествует маркиз.
В одном из эпизодов на корабле обнаруживается ее жестокость, пугающая и притягивающая Брадомина. Великан-негр, один из матросов парусника, охотится на акул с ножом. Нинья Чоле (так зовут креолку) хочет посмотреть, как он убьет акулу. Но негр отказывается, потому что акул целая стая.
Нинья Чоле предлагает ему четыре золотых, и жадность матроса побеждает благоразумие. Он прыгает за борт, убивает одну из акул, волочет ее за собой, но не успевает подняться на борт судна – акулы разрывают его на куски. Нинья Чоле бросает золотые монеты в воду: “Теперь ему будет чем заплатить Харону”.
В Веракрусе выясняется, что Нинье Чоле и маркизу нужно ехать в одном направлении, и они объединяют своих людей. Оказавшись в монастыре Сан-Хуан-де-Тегуско, маркиз представляет Чоле как свою жену и проводит с ней ночь любви в одной из келий для проезжаю щих. Нинья Чоле предчувствует, как ужасна будет месть генерала Бермудеса – ее мужа. Ее мучает и другой совершенный ею по неведению грех – “великолепный грех античности”, как воспринимает его Брадомин.
Нинья Чоле вышла замуж за своего отца, вернувшегося из эмиграции, не подозревая об этом. В стычке с разбойниками Брадомин являет чудеса храбрости, а Нинья выкупает жизнь преследуемого, с великолепным презрением бросив под ноги разбойников все свои кольца. Как-то на пути Нинья Чоле и маркиз встречают всадника, при виде которого креолка бледнеет и прячет лицо под покрывалом. Еще несколько человек поджидают в отдалении. Как только всадник оказывается поблизости, Нинья Чоле соскакивает с седла и бежит к нему с криком: “Наконец-то мои глаза тебя видят снова!
Вот я, убей меня! Мой повелитель! Мой царь!” Диего Бермудес наносит удар хлыстом по лицу Ниньи Чоле, грубым движением подхватывает к себе на седло и скачет прочь, оглашая воздух проклятиями. Маркиз де Брадомин не преследует похитителя – ведь у него двойные права на Нинью Чоле, она и жена, и дочь ему.
Маркизу остается только утешаться тем, что он никогда в жизни не дрался из-за женщины. Но образ Ниньи Чоле продолжает преследовать его. Ночью маркиз слышит выстрелы, а утром узнает, что “убили самого храброго мексиканца”. Им оказался Диего Бермудес.
Маркиз вновь встречает Нинью Чоле. Эта женщина осталась в истории его жизни “образом сладостным, жестоким и овеянным славой”.
Осенняя соната
“Любимый мой, я умираю и хочу только одного – видеть тебя!” – такое письмо получает маркиз де Брадомин от своей бывшей возлюбленной Кончи. Маркиз едет в Галисию, в уединенный старинный дворец Брандесо. Кончу он застает лежащей в кровати. Она бледна, ее прекрасные глаза лихорадочно блестят.
Маркиз понимает, что она вот-вот умрет. Все же Конча встает, чтобы принять его в своем дворце. Маркиз помогает ей одеться с благоговением, с каким убирают статуи святых.
Конча и маркиз ужинают вместе и проводят вместе ночь. “Признаюсь, я никогда еще не любил ее так неистово, как в ту ночь”, – вспоминает маркиз де Брадомин. К вечеру Конча чувствует сильный озноб, но не позволяет послать за врачом. Она не отпускает от себя Брадомина, вспоминая детские годы, которые они провели вместе, вспоминая их прежнюю любовь.
Во дворец приезжает дон Хуан Мануэль, дядя Брадомина, полный жизни старик, имеющий пристрастие к фонтельскому вину. На другой день ожидается приезд дочерей Кончи в сопровождении кузины Исабели. Ради приличия маркиз должен временно покинуть дворец.
Он уезжает вместе с Хуаном Мануэлем, но того по дороге сбрасывает лошадь, и им приходится сразу же вернуться к Конче. Девочки и Исабель уже приехали. Конча ревнует маркиза к Исабели (как, впрочем, и ко всем другим женщинам). Вечером, придя к маркизу, Конча умирает в его объятиях.
Маркиз идет в комнату Исабели, чтобы сообщить ей страшную новость, но она иначе понимает цель его прихода. Маркиз остается в постели Исабели. Вернувшись к себе, он с ужасом смотрит на пожелтевшее, искаженное лицо Кончи.
Затем, прижимая к груди, несет эту страшную ношу по коридорам в комнату Кончи. Утром к маркизу заглядывают дочери Кончи. Они вместе выходят на балкон и видят коршуна. Маркиз де Брадомин стреляет, и коршун падает.
Девочки подбегают к убитой птице и тащат ее за собой. Они хотят показать ее матери… Странная грусть, будто сумерки, окутывает душу маркиза.
Бедная Конча умерла! “Я плакал, как античный бог, которому перестали приносить жертвы!” – заключает эту повесть маркиз де Брадомин.
Зимняя соната
Маркиз стареет. Он устал от долгих скитаний по свету, все его иллюзии рухнули, он разочарован во всем на свете.
Маркиз де Брадомин является в Эстелью ко двору дона Карлоса VII, которого он поддерживает в его борьбе за трон. Королева Маргарита – при виде ее маркиз чувствует себя рыцарем, он готов умереть за даму – принимает его как старого друга. Она дарит ему вышитую собственной рукой ладанку.
Среди придворных дам маркиз встречает Марию-Антониетту Вольфани, некогда бывшую его возлюбленной. Мария-Антониетта, обладавшая “душой праведницы и кровью куртизанки”, проводит с Брадомином ночь и, мешая слова любви с жалобами и сожалениями, объявляет ему, что это была их последняя встреча, – по настоянию королевы ей предстоит помириться с мужем ради общего дела.
(“С годами человек узнает, что слезы, угрызения совести и кровь помогают наслаждаться любовью”, – замечает маркиз.) Брадомин в стычке с противниками ранен в левое плечо. Б одной из ближайших усадеб, где теперь нашли прибежище монахини из сожженного монастыря, маркизу делают операцию (которую он стоически, без единого стона, переносит) – ему приходится ампутировать руку. Среди тех, кто ухаживает за маркизом, монастырская воспитанница, пятнадцатилетняя девушка, почти дитя.
Максимина некрасива, но у нее мечтательные “бархатные глаза” и голос, “как бальзам”. Маркиз очаровывает ее своей печалью. В душе Максимины пробуждается любовь к нему.
Не в силах справиться с вспыхнувшим чувством, Максимина лишает себя жизни. Монахини пытаются скрыть это от Брадомина, но он догадывается о случившемся, и ему становится страшно своей греховности. Его охватывает “грусть опустошенной души, души дон-жуана, который губит жизни, чтобы потом оплакивать свои жертвы”. Маркиз возвращается в Эстелью. Король и королева выражают ему свою признательность и восхищение его мужеством.
Затем происходит последняя встреча маркиза де Брадомина и Марии-Антониетты, которая вернулась к мужу (его разбил удар) и ухаживает за ним, отказавшись от своей любви к маркизу. “Грусть ложится мне на душу, как зимний снег, и душа моя покрывается саваном; она как пустынное поле”, – заканчивает записки маркиз Ксавьер де Брадомин.
Вариант 2
Цикл включает в себя четыре повести: Весення, Летняя, Осенняя и Зимняя сонаты.
Весенняя соната
В середине 19 века юному маркизу Ксавье де Брадомину поручено его святейшеством доставить монсеньору Стефано Гаэтани кардинальскую шапочку¸ которого застает при смерти. В глубине комнаты в таинственном полумраке, у алтаря на коленях, молится княгиня Гаэтани (с золотистыми волосами и золотистыми глазами) со своими пятью дочерями.
Дочери княгини были похожи на нее. И только старшая, двадцати пяти летняя Мария дель Росарио была с черными глазами, которая должна уйти вот-вот в монастырь. Маркиз мгновенно в нее влюбляется.
Тем временем монсеньор Гаэтано умирает. Маркизу де Брадомину пришла пора возвращаться в Рим, но по просьбе княгини остается еще на несколько дней. Брадомин уверен, что Мария-Росарио в него влюблена, но сердце в странном тревожном предчувствии.
Однажды ночью он впрыгивает в окно Марии – Росарио и та падает без чувств. Уложив на кровать и погасив лампу, прикоснувшись уже края кровати, вдруг услышал чьи-то шаги…
Почти слепой и постаревший маркиз де Брадомин вспоминает: Мария-Росарио была в моей жизни единственной любовью.
Летняя соната
Пытаясь забыться от несчастной любви, маркиз де Брадомин совершает романтическое путешествие, его привлекает Мексика, где он знакомится с удивительной женщиной-креолкой, покорившей его экзотической бронзовой красотой. Их пути постоянно пересекаются, и как-то оказавшись в монастыре наедине, представив Чоле в качестве жены, проводит ночь любви с ней. Однако Нинью Чоле мучает предчувствие ужасной мести ее мужа – генерала Бермудеса. И однажды Бермудес находит их и увозит Нинью Чоле, ударив ее по лицу хлыстом. Маркиз не преследует похитителя, но его продолжает преследовать образ Нинье Чоле.
После смерти “самого храброго мексиканца” Диего Бермудеса маркиз вновь встречается с Нинье Чоле, которая осталась в его истории жизни сладостным образом, овеянным славой и жестокостью.
Осенняя соната
Маркиз де Брадомин получает письмо от Кончи – бывшей возлюбленной, в котором она просит приехать и, что умирает. Маркиз едет и застает Кончу в кровати бледной и слабой. Она все же встает и после ужина они проводят вместе ночь. Между тем во дворец приезжает дядя Брадомина, а на другой день должны приехать дочери Кончи с кузиной Исабель и ради приличия маркиз должен на время покинуть дворец и к вечеру вернуться.
Вечером Конча умирает в объятиях маркиза и в силу сложившихся обстоятельств он оказывается в постели Исабели.
Зимняя соната
Маркиз устал, он стареет, иллюзии рухнули, пришло разочарование во всем. Маркиз де Брадомин приехал в Эстелью к дон Карлосу VII, которого поддерживает в борьбе за трон. При виде королевы Маргариты маркиз чувствует рыцарем и готов за нее умереть.
Она принимает его тепло, дарит ладанку. Ночь маркиз проводит с придворной дамой Марией-Антониеттой, бывшей его возлюбленной, которая сообщает ему, что это их последняя ночь.
В стычках с противниками Брадомин получает ранение в левое плечо и теряет руку. Монастырская воспитанница, почти дитя, ухаживает за маркизом, влюбляется в него и лишает себя жизни не в силах справиться с чувством. Маркиз с грустью опустошенной души возвращается в Эстелью. “Грусть ложится мне на душу, как зимний снег, и душа моя покрывается саваном; она как пустынное поле”, – заканчивает записки маркиз Ксавьер де Брадомин.