Сон Макара
Макар – главный герой, крестьянин. Сам автор отнес свое произведение к “святочным рассказам”. Написанный в якутской ссылке (зима 1883-го), рассказ навеян реальными бытовыми впечатлениями молодого писателя (он жил у крестьянина Захара Цыкунова, который и стал прототипом Макара).
Но, называя в первоначальных набросках героя Захаром, Короленко, очевидно, недаром сменил его имя на Макара – на него, по русской поговорке, “все шишки валятся”; с другой стороны, короленковский Макар живет именно там, куда другой фольклорный Макар “телят не гонял”. Макар – потомок русских крестьян, житель “глухой слободки Чалган”, затерянной “в далекой якутской тайге”. Отделяя себя от “поганых якутов”, он по-русски говорит “мало и довольно плохо”; “работал он страшно, жил бедно, терпел голод и холод”, много пил.
В канун Рождества, выпив и отправившись осматривать свои ловушки в тайге – в надежде поймать лисицу, Макар заблудился и стал замерзать. Во сне он видит попика Ивана, умершего четыре года назад, всю свою незадавшуюся жизнь, а
потом оказывается на суде у “старого Тойона”, в котором персонифицирован Бог. Тойон начинает взвешивать грехи Макара, и их оказывается так много, что Тойон велит отдать Макара в наказание церковному трапезнику в мерины.
Но тут в избу входит “сын старого Тойона” и просит отца разрешить Макару “что-нибудь” сказать. И Макар, вдруг ощутив в себе “дар слова”, рассказывает в подробностях о своей жизни: как “его гоняли всю жизнь! Гоняли старосты и старшины, заседатели и исправники, требуя подачи; гоняли попы, требуя ругу; гоняли нужда и голод; гоняли морозы и жары, дожди и засухи; гоняла промерзшая земля и злая тайга! ” Горький рассказ его сменяется яростью: “Как он мог до сих пор выносить это ужасное бремя”. Он надеялся на “лучшую долю”, по “теперь он стоял у конца, и надежда угасла…” От рассказа Макара заплакал старый Тойон, “старый попик Иван”, “молодые божьи работники”, а чаша весов, где находились грехи Макара, “подымалась все выше и выше!” Этот рассказ Короленко был чрезвычайно популярен у современников, а его аллегорическая подоплека позволяла давать различные интерпретации – как революционного характера, так и сугубо христианские.
Рассказ допускает и менее драматическое толкование: обстоятельства позволяют предположить, что Макар не замерз в тайге, а видит сон, отлеживаясь после попойки (ср. первую фразу рассказа и начало гл. IV).
Вариант 2
Отбывая ссылку в Якутии зимой 1883 года Короленко начал работу над своим произведением “Сон Макара”, в основу которого положены реальные события и факты. Главный герой произведения – крестьянин Макар, прототип Захара Цыкунова. Автор жил у Захара, и жизнь этого человека была ему хорошо знакома.
Живет Макар далеко в тайге в глухой слободке Чалган. Он является потомком русских крестьян, и гордиться этим. Считает себя лучше якутов. На русском языке разговаривает немного и совсем плохо. Жил Макар в бедности, хотя и работал много, но также много и пил.
Ему приходилось терпеть голод и холод.
Макар любил охотиться. Перед Рождеством, хорошо выпив в очередной раз, он отправляется в тайгу проверить ловушки. Охотник надеялся вернуться домой с лисой, но заблудился. После долгого хождения по тайге он сел и расслабился. Сон начал его одолевать, ему стало так хорошо и тепло.
Макар замерзал. Во сне он увидел попика Ивана, который умер четыре года тому назад. Перед глазами прошла вся жизнь крестьянина. Макар попал на суд. Он стоит перед “старым Тойоном”, который выступает в роли Бога.
Перечисляются грехи Макара, которых оказалось слишком много. Крестьянина ожидало бы наказание, если бы не сын Тойона, который попросил отца дать слово Макару и послушать, что он сможет сказать.
Дар слова вернулся к Макару. Он рассказывает о своей жизни, где все его гоняли: мороз и жара, засуха и дождь, земля и тайга. Старосты, заседатели, старшины требовали подачи, попы требовали ругу.
Горький рассказ Макара становится яростным. Он надеялся и ждал лучшей доли, но пришел конец, надежды больше нет никакой.
Рассказ Макара затронул старого Тойона, попика Ивана и всех молодых работников Бога. Они горько заплакали, а чаша весов с грехами стала резко подниматься вверх. Рассказ Короленко в то время пользовался популярностью.
Его аллегоричность имеет двоякие интерпретации: как революционные, так и христианские.
Есть и менее драматическое толкование. Предполагают, что сон видел Макар после очередной попойки, а не в тайге замерзая.