Во второй половине 1860-начале 1870-х гг. Лесков работает над романом из жизни духовенства провинциального города Старгорода. Окончательный вариант, названный “Соборяне”, был напечатан в 1872 г. “Соборяне” – произведение необычное по жанру. Это роман-хроника, в котором отсутствует единая сюжетная линия.
Основная часть текст “Соборян” – повествование от лица автора о старгородских событиях и о судьбах и смерти трех героев – протопопа Савелия Туберозова, священника Захарии Бенефактова и дьякона Ахиллы Десницына. Также в текст хроники включен пространный дневник протопопа Савелия Туберозова, рассказывающий о предшествующих годах его жизни, раскрывающий внутренний мир героя.
В центре хроники Лескова – судьба смелого проповедника, ревнителя благочестия и патриота священника Савелия Туберозова. Жизненный рубеж в судьбе Туберозова – приезд в Старгород проходимца, бывшего нигилиста Термосесова, который обвиняет протопопа в проповеди антигосударственных, опасных идей. Независимость протопопа давно вызывала недовольство духовной и светской власти.
Донос подлеца Термосесова оказался очень кстати для его недоброжелателей. Туберозову запрещают священнослужение и переводят в другой город на низшую церковную должность.
Для Туберозова наступает новое время, исполненное страданий. Он осознает свою слабость перед лицом гонителей, но не признает себя виновным. В “Соборянах” сплетены воедино трагические, драматические и комические эпизоды.
Комический и одновременно героический персонаж – дьякон Ахилла Десницын, воплощающий черты русского национального характера: богатырскую удаль, неуемную страстность и простодушие. По своему поведению он больше похож на удалого казака, нежели на чинного и смиренного дьякона. Ахилла – искренний союзник Туберозова в противостоянии злу и неправде. Но он совершенно лишен осмотрительности, обидчив и несдержан.
Из-за поступков Ахиллы на долю протопопа выпадают многие хлопоты и бедствия. Комично-карикатурны в романе образы старгородских нигилистов – учителя Варнавы Препотенского и жены местного чиновника Дарьи Бизюкиной. Хроника “Соборяне” построена на противопоставлении старого, яркого времени, рождающего такие крупные и сильные характер, как священник Савелий Туберозов, измельчавшим людям нового поколения, лишенным нравственных принципов, безразличных к судьбам России. Кончина протопопа Савелия и вскоре за ней – смерть дьякона Ахиллы и второго старгородского священника Захарии Бенефактова отмечают символический рубеж – умирание старой Руси. “Соборяне” принесли автору литературную славу и огромный успех.
По свидетельству И. А. Гончарова, хроникой Лескова “зачитывался весь beau-monde” Петербурга. Газета “Гражданин”, которую редактировал Ф. М. Достоевский, отнесла хронику к числу “капитальных произведений” современной русской литературы, поставив произведение Лескова в один ряд с “Войной и миром” Л. Н. Толстого и “Бесами” Ф. М. Достоевского. Анонимный рецензент из “Гражданина” отметил в Туберозове “великую, непомерную душевную силу, которою испокон веку велась и будет вестись история наша”. После выхода романа Лесков постепенно вновь завоевывает сочувственное внимание многих читателей. В общем отношении к нему произошел перелом.
Стало, наконец, “устраиваться” положение Лескова в литературе.