Слово о законе и благодати
О Законе, данном Моисеем, и о Благодати и Истине, явленной Иисусом Христом, и как Закон миновал, а Благодать и Истина наполнила всю землю, и вера распространилась во всех народах вплоть до нашего народа русского; и похвала великому князю нашему Владимиру, коим мы были крещены; и молитва к Богу от всей земли нашей
Памятник представляет собой речь, праздничную проповедь. Основные темы произведения обозначены в заглавии. Это превосходство “благодати” над “законом”, что в проповеди толкуется как Новый и Ветхий заветы, или христианство и иудаизм; распространение христианского учения среди “новых” народов, в том числе и русского; похвала крестителю Руси князю Владимиру.
После риторического вступления, где Иларион говорит, что обращается не к несведущим, а к “насытившимся сладостью книжной” и соответственно к единомышленникам, русский оратор приступает непосредственно разворачивать параллельно образы из Писания и толковать их в контексте своей темы. Образом Закона и Благодати автор называет Агарь и Сарру.
Согласно книге
Бытия, у Авраама и Сарры не было детей. Тогда Сарра предлагает Аврааму “войти” к рабыне Агари и родить от нее. Пересказывая библейскую историю, Иларион продолжает от себя: так и Благодать говорит Богу, что ей еще не время сойти на землю и спасти мир, пусть сначала будет положен Закон.
Авраам рождает от Агари сына Измаила, а Бог сходит на Синай и дает Моисею Закон, который автор называет “тень, а не истина”. Однажды в полдень Бог является к Аврааму, а Авраам принимает Его. С этим образом Иларион связывает и другие: Господь сошел в утробу Девицы, и она приняла Его.
Бог “разомкнул утробу” Сарры, и она рожает сына Исаака. Свободная женщина рожает свободного ребенка. Это и есть прообраз Благодати. Благодать уже является истиной, а не Законом, не тенью. Через некоторое время Сарра замечает, что Измаил обижает Исаака.
Она попросила Авраама прогнать Агарь и ее сына Так и иудеи были изгнаны из своей страны, свет луны уступил место солнечному свету, а Закон отступил перед Благодатью.
Далее Иларион, используя библейские и евангельские образы, проводит еще одну важную мысль о вхождении Руси в семью христианских народов, об исполнении ветхозаветных пророчеств. Заключительная часть “Слова” посвящена похвале князю Владимиру. Владимир, по мысли Илариона, сам чудесным образом пришел к христианству и привел к нему весь свой народ.
Вариант 2
Полное название “О Законе, данном Моисеем, и о Благодати и Истине, явленной Иисусом Христом, и как Закон миновал, а Благодать и Истина наполнила всю землю, и вера распространилась во всех народах вплоть до нашего народа русского; и похвала великому князю нашему Владимиру, коим мы были крещены; и молитва к Богу от всей земли нашей”
Это памятник древнерусской литературы, представляющий собой публичную праздничную проповедь митрополита Илариона середины XI века. Заглавие произведения обозначает основные темы речи. Смысл, который стремиться донести автор до слушателей, заключается в приоритете “благодати” над “законом”, которые отождествляются с Новым и Ветхим заветами соответственно.
Первый олицетворяет христианство, второй – иудаизм. Также в памятнике рассматривается распространение христианского учения среди “новых” народов, включая русских, приносится похвала крестителю Руси князю Владимиру.
Вступление Илариона носит риторический характер, констатирующего обращение к просвещенным людям, единомышленникам. Затем оратор в контексте своей позиции начинает излагать образы из Писания и историю жизни Авраама, где у него Агарь и Сарра – это образы Закона и Благодати.
Книга Бытия рассказывает, что у Авраама и Сарры не было детей, тогда последняя отправляет мужа к рабыне Агари, чтобы родить себе ребенка, что и происходит – на свет появляется их сын Измаил. По мнению Илариона, Сарра – это Благодать, но время ее еще не пришло. Одновременно Бог на горе Синай приходит к Моисею и дает ему закон, который лишь тень истины. Однажды в середине дня Бог приходит к Аврааму, который его принимает.
Вскоре Сарра рожает сына Исаака: свободная женщина рожает свободного ребенка, тогда как Измаил – это сын рабыни. Это и есть прообразы Благодати (свободы), являющейся истиной, и Закона (рабства). Измаил начинает обижать Исаака, и Сарра просит Авраама прогнать Агарь с сыном.
Иларион проводит здесь параллель с изгнанием иудеев из своей страны. Теперь Закон отступил от Благодати, свет Солнца сменил свет Луны. Евангелие по утверждению Илариона распространится по всей земле, тогда как для иудаизма время заканчивается.
В следующей части Иларион посредством библейских и евангельских образов обосновывает мысль о становлении Руси как части христианского мира. В заключение речи автор возносит похвалу князю Владимиру, который и сам пришел к христианству, и привел к нему народ русский.