Слово о Вавилоне
О гонцах, посланных царем Леукием, названным Василием при крещении, которых он послал в Вавилон взять знаменитые ценности у трех святых отроков – Анании, Азарии и Мисаила.
Грек Гурий, грузин Яков, русский Лавр – герои переводной повести, посланные византийским царем Василием в Вавилон за знаменитыми ценностями, которые хранились у трех святых отроков (упомянутых в Библии) Анании, Азарии, Мисаила. Такой выбор посланников не случаен.
У развалин Вавилона, окруженных огромным спящим змеем, путешественников, попавших в большие затруднения, ждала спасительная надпись. Она указывала дальнейший путь к сокровищам, и составлявшие ее три фразы были на разных языках – греческом, грузинском, русском. С этого момента в повести начинается целая серия загадочных происшествий. В церкви у гробов святых отроков герои слышат таинственный глас, требующий продолжать путь.
На одре в палатах заброшенного дворца видят они венцы из драгоценных камней царя Вавилона Навуходоносора и его царицы, предназначенные “богохранимому царю Василию и блаженной царице
Александре благодаря молениям трех святых отроков”, о чем на греческом языке сообщалось в грамотах, приложенных к венцам. На обратном пути грузин Яков, споткнувшись на лестнице, упал вниз и разбудил змея – началось настоящее столпотворение.
Царь Василий, ожидающий своих послов “в пятнадцати днях пути” от Вавилона, слышит устрашающий все живое свист змея и не надеется увидеть юношей живыми. Однако через шестнадцать дней все три героя (грек и русский спасают своего друга), очнувшись после мертвого сна, являются к царю и приносят ему венцы и “знамения из Вавилона”. Финал повести необыкновенно счастливый: патриарх возлагает на царя Василия и его царицу венцы, посланники получают вознаграждение и, главное, царь сдерживает обещание: посылает дары иерусалимскому патриарху и отказывается от похода в Индию ради борьбы против “иноверных” врагов.
Таким образом, выбор трех героев обусловлен идейной направленностью Сказания: только совместными усилиями посланцы трех православных стран (Греции, Грузии и Руси) способны исполнить волю византийского царя, который в свою очередь изображен в произведении идеальным Православным государем.