Самсон-борец
Самсон, ослепленный, униженный и поруганный, томится в плену у филистимлян, в тюрьме города Газы. Рабский труд изнуряет его тело, а душевные страдания терзают душу.
Ни днем ни ночью Самсон не может забыть о том, каким славным героем был прежде, и эти воспоминания причиняют ему горькие муки. Он вспоминает о том, что Господь предвозвестил избавление Израиля от ига филистимлян: освободить свой народ суждено ему, слепому и беспомощному узнику. Самсон раскаивается в том, что раскрыл тайну своей силы Далиле, которая предала его в руки врагов.
Однако он не смеет сомневаться в слове Божьем и лелеет в сердце надежду.
В день праздника, посвященного Дагону, морскому божеству филистимлян, когда никто из язычников не работает, Самсону разрешено покинуть стены своей темницы и отдохнуть. Влача тяжелые цепи, он уходит в уединенное место и предается тягостным раздумьям.
Здесь его находят пришедшие из Естаола и Цоры – родных мест Самсона – его друзья и соплеменники и пытаются по мере сил утешить несчастного собрата. Они убеждают страдальца не роптать на промысел
Всевышнего и не упрекать себя, однако удивляются тому, что Самсон всегда предпочитал женщинам Израиля филистимлянок. Поверженный герой объясняет им, что к этому его побудил тайный голос Бога, повелевавшего ему бороться с врагами и использовать любую возможность, чтобы усыпить их бдительность.
Самсон винит правителей Израиля, которые не поддержали его и не выступили против филистимлян, когда он одерживал славные победы. Они даже решили выдать его врагам, чтобы спасти родину от захватчиков. Самсон позволил филистимлянам связать себя, а потом с легкостью разорвал путы и перебил всех язычников ослиной челюстью.
Если бы тогда вожди Израиля решились выступить в поход против них, была бы одержана окончательная победа.
Приходит старец Маной, отец Самсона. Он удручен жалким состоянием своего сына, в котором все привыкли видеть непобедимого воителя. Но Самсон не позволяет ему роптать на Бога и винит в своих бедах лишь самого себя.
Маной сообщает сыну о том, что собирается хлопотать у филистимских правителей о его выкупе.
Маной собирается отправиться к ним сегодня, когда все филистимляне празднуют день благодарения Дагону, который, как они верят, избавил их от руки Самсона. Но поверженный герой не хочет жить, вечно помня о своем позоре, и предпочитает смерть. Отец уговаривает его согласиться на выкуп и предоставить все Божьей воле и уходит.
Появляется жена Самсона, красавица Далила, и умоляет его выслушать ее: она жестоко раскаивается в том, что поддалась уговорам соплеменников и выдала им тайну его силы. Но ей двигала только любовь: она боялась, что Самсон бросит ее, как он бросил свою первую жену, иноверку из Фимнафа. Соплеменники обещали Далиле лишь захватить Самсона в плен, а потом отдать его ей.
Самсон мог бы жить в ее доме, а она бы наслаждалась его любовью, не боясь соперниц.
Она обещает Самсону уговорить филистимских начальников, чтобы ей позволили забрать его домой: она станет ухаживать за ним и во всем угождать. Но Самсон не верит раскаянию Далилы и гневно отвергает ее предложение. Далила, уязвленная отказом Самсона и его презрением, отрекается от мужа и уходит.
Появляется Гарафа, исполин из филистимского города Гефа. Он сожалеет, что ему не довелось помериться силами с Самсоном, когда тот был еще зряч и свободен. Гарафа насмехается над поверженным героем и говорит ему, что Бог оставил Самсона, Самсон, у которого закованы только ноги, вызывает хвастливого Гарафу на поединок, но тот не решается приблизиться к разгневанному узнику и уходит.
Появляется служитель храма Дагона и требует, чтобы Самсон предстал на празднестве перед филистимской знатью и показал всем свою силу. Самсон с презрением отказывается и отсылает служителя.
Однако, когда тот приходит снова, Самсон, ощущая в душе тайный порыв, соглашается прийти на языческий праздник и показать свою силу в капище Дагона. Он верит, что этого хочет Бог Израиля, и предчувствует, что этот день покроет его имя или несмываемым позором, или неувядаемой славой.
С Самсона снимают оковы и обещают ему свободу, если он проявит смирение и покорность. Вверяя себя Богу, Самсон прощается со своими друзьями и соплеменниками. Он обещает им ничем не посрамить ни свой народ, ни своего Бога и отправляется вслед за служителем.
Приходит Маной и рассказывает израильтянам, что есть надежда на то, что ему удастся выкупить сына. Его речи прерывает страшный шум и чьи-то вопли. Решив, что это радуются филистимляне, потешаясь над унижением его сына, Маной продолжает свой рассказ.
Но его прерывает появление вестника. Он – еврей, как и они. Придя в Газу по делам, он стал свидетелем последнего подвига Самсона.
Вестник так поражен случившимся, что сначала не находит слов. Но оправившись, он рассказывает собравшимся собратьям о том, как Самсон, которого привели в театр, полный филистимской знатью, обрушил кровлю здания и вместе с врагами погиб под обломками.
Вариант 2
Джон Мильтон – политический деятель, мыслитель и английский поэт 17 века, автор множества памфлетов и религиозных трактатов.
“Самсон-борец” – это последнее произведение уже слепого Мильтона, своеобразная реакция на политическое брожение в Англии в 70-х годах, которого он, активный революционер в молодые годы, не мог не заметить.
Библейская легенда о Самсоне, пересказанная в поэме – символ разбитого пуританства, которое за время реакции многому научилось и восстановило свои силы. И если после неудачи пуританской революции Мильтон верил в необходимость и неотвратимость морального перерождения, то теперь он был убежден, что без насилия победа нового строя в результате революции невозможна.
Самсон побеждает силою разума свои страсти, активно берется против филистимлян, что подразумевается – против реакции. И своей победы достигает только благодаря насилию. И в стареющем Мильтоне воскресает вера в силу молодой буржуазии, он видит ее успехи.
Одно он знал: до победы этой силы он просто не доживет.
В какой-то степени в Самсоне есть и автобиографические черты, тот гибнет одновременно со своими врагами, и Мильтон вскоре умрет в полном одиночестве, забытый всеми.
Возмездие и расплата за пережитое угнетение и унижение – вот в чем состоит основная идея поэмы “Самсон-борец”.
В праздничный день, после прекращения всех работ, Самсон, взятый в плен, томящийся в тюрьме в Газе, выходит на воздух, чтобы отдохнуть наедине, невдалеке от тюремных стен. Здесь его и находят друзья, представляющие собой Хор, они хотят утешить собрата. Затем появляется его старый отец Маной, сообщает о своем желании выкупить его на свободу.
Еще он рассказывает, что у филистимлян сегодня день благодарения Дагону, который избавил их от Самсона. Эта весть еще более удручает пленника.
Отец уходи хлопотать у филистимских правителей об освобождении Самсона, последнего тем временем продолжают навещать разные лица. Один из них, служитель храма требует, чтобы тот показал свою силу на публике, представ на празднестве перед народом и знатью. После колебаний и отказа Самсон соглашается, ему кажется, что этого хочет бог.
И уходит вместе со служителем в театр.
И вот отцу Самсона, вернувшегося чтобы поделиться надеждой на скорое освобождение сына, вестник объявляет, что тот погиб, обрушив на себя и собравшуюся филистимскую знать, кровлю здания. Конец трагедии.