Россияда
В 1552 г. восточную часть Руси все еще обременяет власть Орды. По велению казанской царицы Сумбеки льются реки христианской крови. Но эти бедствия скрыты от взора юного царя Иоанна IV, который, прельстясь забавами, не внемлет советам прекратить злодеяния ордынцев. Побежденная лестью царедворцев, горькая правда так и осталась бы неведомой монарху, если бы во сне ему не явился предок и, напомнив об ответственности правителя перед Богом и людьми, не призвал Иоанна спасти отечество от зла. Смущенный царь, стремясь найти опору, призывает к себе своего друга Адашева, который убеждает Иоанна помолиться в церкви, основанной преподобным Сергием Радонежским.
Пламенная молитва царя достигает небес, где Создатель измерял судьбу двух царств: Российский венец возвысится – Орде придет конец. Священник, исполненный Духом святым, рассказывает об этом царю.
Иоанн, воодушевленный пророчеством, созывает бояр и просит у них совета: идти войной на неверных или нет. Большинство жаждет защищать любезное отечество, и Иоанн, несмотря на происки льстецов, решает отправиться в поход
немедленно. Даже мольбы супруги не могут остановить его, ведь прежде всего царь обязан служить России и мыслить не о своем, но об общем благе.
Российское войско собирается на поле брани.
Тем временем Сумбека, не внемля грозным видениям, прорицающим падение Казани, думает только о делах любовных: она влюблена в князя Османа и не желает даже ради спасения государства выходить замуж за кого-либо другого. Осман же не отвечает ей взаимностью, что едва не доводит царицу до самоубийства. Но внутренний голос вовремя останавливает ее, советуя искать утешения на могиле мужа.
Слезы жены побеждают покойного царя восстать из гроба. Он предрекает Казани мир, только если царица изберет супругом Алея, свияжского царя. Но, проникнув в тайну грядущего и увидев победу христианства над мусульманством, просит Сумбеку сжечь гробницы казанских царей, дабы дать их душам сойти в ад и избежать позора осенения крестом.
Выполнив просьбу мужа, потрясенная Сумбека засыпает. Здесь ее и находит Алей, который выпил воды из заколдованного источника, отчего потерял волю и, уязвленный Эротом, из храброго воина превратился в покорного раба царицы. Алей прельщается коварными речами Сумбеки, которая, помня предсказание, делает все, чтобы соблазнить его.
Почти забыв о России, Алей надеется разделить с царицей трон и, усмирив мятежных ордынцев, устроить всеобщий мир. Царь не замечает обмана, скрытого ласками: над сердцем Сумбеки все еще властвует Осман, которого ревнивая царица приказала заточить в тюрьму. Прознав об этом, коварный вельможа Саргун склоняет князя притвориться влюбленным в Сумбеку, дабы избежать наказания, устранить Алея и спасти Орду от покорения Россией.
Саргун добивается своего: Сумбека и Осман уговариваются истребить царя.
Тем временем российское войско достигает Коломны. Внезапно приходит ужасное известие: крымский хан Исканар опустошил Рязань и подошел к Туле. Иоанн уже решает направить войско туда, но явление Божественной Софии останавливает его.
Вняв ее совету, царь посылает на борьбу с ханом князя Курбского. Храбрый князь одолевает Исканара – враги обращаются в бегство.
Молва о победе распространяется до самых границ государства Российского. Все предвещает скорое успешное окончание похода. Но неожиданно некий старец советует Иоанну не торопиться, иначе его воины принуждены будут сражаться не с людьми, а с четырьмя враждебными стихиями. И видя, что царь не внемлет предостережению, дарит ему волшебный щит, поверхность которого потемнеет, как только разум владельца омрачат греховные помыслы. Поход россиян, несущий победу православной веры, приводит в ярость Безбожие, которое предлагает всем языческим богам уничтожить Иоанна, подняв против него силы природы.
Гибельной пучиной становится Волга для русских судов. Пешие полки страдают от невыносимого зноя, несущего голод и жажду. Царь терпит лишения наравне с простыми воинами, отдавая раненым свою воду и пищу.
Однажды ночью Иоанн, опечаленный судьбой войска, отходит довольно далеко от стана. Там ему является видение, которое пытается заставить царя отречься от веры и отечества, искушая властью и богатством. Иоанн колеблется, но в тот же миг видит, что щит его потемнел, и находит в себе силы дать отпор.
Взбешенное Безбожие, удаляясь, предрекает царю ужасное будущее: он станет тираном и сыноубийцей. Иоанн трепещет, но вдруг видит перед собой… Алея.
Тот умоляет царя довериться ему и, получив согласие, провожает его к некоему благочестивому отшельнику. Попутно Алей рассказывает о том, что Сумбека пыталась убить его и лишь благодаря верности друга ему удалось спастись и бежать из Казани – а вскоре он повстречал пустынника, направившего его к Иоанну.
Отшельник оказывается тем самым старцем, который подарил царю волшебный щит. Иоанн, опечаленный предсказанием Безбожия, просит его открыть правду о будущем, говоря, что хочет удалиться в пустыню, ибо отшельник счастливее монарха. Старец объясняет царю тщетность подобного желания, ведь нести бремя короны ему предназначено самой судьбой.
Мудрый отшельник советует не забывать угрозы и, наказав: “Коль хощешь щаслив быть, Царем правдивым будь”, приводит Иоанна на вершину чудесной горы, в храм пророчества, где тот зрит судьбу России вплоть до нового золотого века – правления Екатерины II.
Когда царь вместе с Алеем, ставшим ему верным другом, возвращается, жара спадает, и полки продолжают свой путь. Сила войска растет: под российские знамена стекаются все новые и новые народы, а флот благополучно достиг Свияжска. Но миролюбивый Иоанн решает сперва отправить в Казань послов с предложением мира.
Поначалу и сами казанцы жаждали примирения, надеясь на помощь Алея. Но Безбожие насылает на город Раздор. Сагрун, сам мечтающий о троне, убедил Сумбеку убить Алея и возмутил против него народ.
Алею удается спастись, и гнев толпы обращается на его друга Гирея, которого едва не казнили, но Асталон – один из претендентов на руку Сумбеки, освободив Гирея, убивает своего соперника Османа и требует царицу себе в жены. Сагрун, видя, что казанцы боятся Асталона, пытается убить его и гибнет с ним вместе. Напуганные грозным предвестием, жители города решают обмануть Иоанна, и, изобразив покорность, выдать Сумбеку русским послам якобы в залог мира.
Страдания, вызванные смертью любимого и изгнанием, изменили бывшую царицу. Прибыв к Иоанну вместе со своим сыном и Гиреем, она отрекается от прошлого и хочет креститься. Изменилось и ее отношение к Алею: она искренне его полюбила.
Алей же, не утратив прежних чувств к ней, все же предпочитает войну супружеству: он хочет отомстить за страдания Гирея. Великодушный Иоанн принимает Сумбеку как сестру и вскоре отправляет в Москву.
Через три дня русские воины достигают стен Казани. Внезапно, без предупреждения, ордынцы нападают: начинается кровавая сеча. Россиянам удается прогнать врагов обратно в город.
Однако ночью четыре могучих рыцаря, в числе которых и прекрасная персиянка Рамида, уничтожив сторожевой отряд, едва не попадают в русский стан. Князю Палецкому удается ранить Рамиду. Но, бросившись в погоню за рыцарями, уносившими ее с поля боя, он попадает в плен.
Новый казанский царь Едигер, не сумев склонить Палецкого к предательству, велит казнить его. Однако Гидромир, один из четырех рыцарей, останавливает правителя и вызывает князя на поединок на следующих условиях: если три русских воина одолеют трех рыцарей, те оставят сражение, а если нет – уничтожат весь род московский. В поединке Курбский ранит Мирседа, и Рамида, нарушив условия, кидается на помощь возлюбленному. Тогда в битву вступают оба войска.
Курбского ранят, и русские воины, охваченные жаждой мщения, ценой огромных потерь заставляют татар отступить под защиту городских стен.
Вылазки казанцев удается отражать, но для успешного штурма русские начинают делать подкоп, дабы уничтожить город, взорвав его изнутри. Река, снабжавшая город водой, в результате подкопа иссякает. И это не единственное бедствие, постигшее Казань: рыцари, ослепленные любовью к Рамиде и ревностью, убивают друг друга, а персиянка кончает жизнь самоубийством. Тогда могущественный волхв, отец Рамиды, решает сам истребить россиян. Своим колдовством он призывает на помощь лютую Зиму с ее снегами и вихрями.
Но священное знамя, изображающее Спасителя, укрощает свирепого Борея.
Воодушевленная рать Иоанна устремляется на штурм. Святые знамения предвещают скорую победу. Казанцы готовятся к обороне, но раздается взрыв, и стены города обращаются в руины. Россияне под предводительством Курбского и Алея входят в город. Обезумевшие ордынцы начинают убивать друг друга и тех, кто пытается остановить резню.
Выжившие поражают россиян стрелами и огнем. Но большая часть города уже взята: Курбский и Алей умножают победы, а казанский царь Едигер с прекрасными женами “скрылся в истукан”. И тут русских воинов одолевает не оружие, но корыстолюбие: забыв обо всем, они начинают грабить Казань.
Иоанн в отчаянии. Он готов наказать их, но Стыд, ниспосланный Провидением, останавливает мародеров.
До победы остается один шаг. Сражение перемещается к царскому двору. Телохранители Едигера не могут сдержать натиска и бросаются с городской стены. Казанский царь, увидев, что война проиграна, прибегает к лукавству: отправляет к русским самых красивых девушек, дабы прельстить их любовью. Хитрость не удается.
Но когда Едигер, отчаявшись, пытается покончить с собой, ему является небесный Дух. Потрясенный царь принимает христианство и становится подданным Иоанна. Мятежная Казань, преклонив колена, испускает последнее дыхание.
Победа! Ликует Вера, Безбожие посрамлено, и весь мир, исполненный божественной радостью, прославляет славные деяния россиян. “Чело венчанное Россия вознесла, Она с тех пор цвести во славе начала”.
Вариант 2
Героическая эпопея “Россияда” Михаил Матвеевича Хераскова принесла писателю необыкновенную и известность. “Россияду” называли бессмертной эпопеей, а самого автора – творцом. Как жанр героическая эпопея считалась значимым жанром классицизма. Ведь, все попытки, которые проводились до Хераскова, заканчивались крахом.
Создав “Россияду”, читатель понимает, что автор является учеником Сумарокова. Что это могло бы значить? Правильно, классицизм продолжался оставаться наиболее существенным литературным направлением.
В произведении прослеживается исторический сюжет, к тому же автор вводит в текст элементы удивительного. В основном, это видения, предсказания, аллегории. Читая эпопею, читатель ощущает, что автор обладал высоким слогом, который гармонировал с героико-патриотическим содержанием. “Россияда” написана шестистопным ямбом, поэтому эпопея звучит торжественно и достойно.
Поэма “Россияда” состоит из 12 песен и посвящается важному событию русской истории взятию Грозным Казани. Херасков оценивал это событие, как финальный этап борьбы Руси с татаро-монгольским игом. Не случайно писатель вводит “Историческое предисловие”, в котором утверждал, что Захват Казани означало переход из слабой страны в мощную.
Работая над довольно большой поэмой “Россияда” Херасков берет в оборот летописные источники, опирается на “Повесть о Казанском царстве”, использует песни и легенды.
Основной идеей “Россияды” является торжество героики русских воинов. В поэме присутствует воспитательно-патриотическая цель, заключающаяся на вдохновении современников подвигами предков. Конечно, писатель не ставит перед собой цель: изобразить историческую правду и достоверную документацию, потому что такие требования не предусматривала поэтика классицизма.
В основном, читатель становится свидетелем того, что автор преподносит все в украшенном виде фантастикой.
Невзирая на то, что поэма “Россияда” имеет историческую основу, писатель не забывает и про современность. Конечно, “Россияде” еще было далеко до правдивой истории, однако писатель приложил максимум усилий, чтобы произведение оставило отпечаток не только в литературе, но и в сердцах читателя. В основе поэмы лежит национальный сюжет, в котором повествуется и об отношениях царя и бояр, и о делах России в целом.
В поэме “Россияда” Херасков уверенно и смело говорит о том, что русские воины не только мужественные в бою, но и великодушные. Они всегда настроены на победу. Этот документальный факт и отличал “Россияду” от других подобных произведений.